Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Психология общения

Развитие общения в онтогенезе

Развитие общения в онтогенезе.
Общение по своему происхождению и содержанию - продукт отечественной науки. В англоязычной психологической литературе распространено понятие «коммуникация». Семантически «общение» и «коммуникация» почти совпадают, потому означают «общность», «соединение», «сообщения».
Дадим научное определение понятия коммуникации, которое зафиксировано в Лингвистическом энциклопедическом словаре: «Коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».
В то же время общение является необходимым условием любой деятельности человека, но при этом имея общественную природу, а мы говорим о деятельности лишь тогда, когда эта деятельность социальна по своей сути, а не за внешними формами ее существования. Поэтому можно утверждать, что любая человеческая деятельность невозможна вне общения. Следовательно, коммуникация является важным элементом деятельности человека.

Таким образом, коммуникация опирается на чрезвычайно важные цели - взаимопонимание и взаимодействие и мощный мотив - потребность в социализации. Без коммуникации невозможно существование общества и, соответственно, жизни индивида. Если нет мотива и цели, мы предпочитаем молчанию, стараемся обойтись без коммуникации, если можем обойтись без чужой помощи. Безусловно, речь имеет и другие функции, например, когнитивную (функцию познания: в словах накопленные наши знания о мире), эстетическую (нам может нравиться стихотворение даже безотносительно к его содержанию) и др. Но эти функции языка вторичные, они являются производными от коммуникативной или сопровождают его.
Следовательно, главная цель коммуникации - обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляется не только посредством речи. С давних времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существует до сих пор. Например, аборигены Африки используют язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и др. «Язык цветов», распространенная на Востоке, также является средством передачи информации, в некоторых случаях не разрешается передавать словами (например, роза - символ любви, астра - грусти, незабудка - памяти и др.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. - все это средства передачи информации,
Большинство отечественных исследователей разграничивают понятия «общение» и «коммуникация», подчеркивая, что, в отличие от коммуникации, в общении отражена вся сложность реального мира человеческих отношений с его ценностями и субъективными смыслами. Кроме того, если в понятии «общение» упор делается на взаимном обмене информацией (диалогичность, взаимопонимание), то в понятии «коммуникация» отмечается передачей информации.
Общение - это универсальная потребность человеческого бытия, которая возникает и функционирует в различных формах человеческих отношений.
Одной из форм взаимодействия субъекта и объекта деятельности, звеном, которое связывает общественно-исторический опыт с коллективной деятельностью, выступает язык. Именно язык является первой и наиболее характерным признаком человека.

Индивид может реализовываться как социальное существо лишь в общении с другими людьми. Человек, появляясь на свет, не имеет никаких навыков, способностей к существованию. Те качества, которые обеспечивают его жизнедеятельность в определенном социуме, она приобретает в процессе общения. Иногда говорят, что если бы внезапно на Земле исчезли люди в возрасте старше двух лет, то малыши, выживших выросли бы дикарями. Они не смогли бы воспользоваться достижениями прогресса человечества. Более того, они не смогли бы разговаривать друг с другом, не знали языка. Все это возникло в процессе общения в глубокой древности человечества, и всего этого учится каждый человек от других людей тоже в процессе общения с ними.
Когда говорят о роли общения в формировании человеческой психики, то приводят примеры детей-маугли. Эти классические примеры показывают, что без общения с людьми ребенок не станет человеком в полном смысле этого слова. Но относительно маугли существует интересная научная гипотеза, которая дает возможность посмотреть на проблему с другой стороны. Согласно этой гипотезе, все маугли - дети умственно неполноценные.
Снижены интеллектуальные способности способствуют пробуждению инстинктов и адаптивных механизмов, что позволяет таким детям выжить в естественной среде. Психически полноценный ребенок в подобной ситуации не смогл бы выжить, потому что инстинкты исчезли ради того, чтобы дать жизнь новым силам, которые позволяют ребенку впитать богатства мира людей.
На ранних этапах онтогенеза общения имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе значительной степени определяется его общением со взрослыми.
Потребность в общении не врожденное явление, а формируется в процессе взаимодействия со взрослым.
Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у малыша в первые дни жизни в контакте со взрослыми. Одной из первых признаков этих контактов является улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (на 4-й неделе жизни). Уже на втором месяце жизни возникает специфически человеческая социальная по своей природе потребность - потребность во взрослом человеке, в общении со взрослыми, ухаживающие ребенка. Первичной формой проявления этой потребности является реакция оживления. Это непосредственно-эмоциональное общение с партнером. В таком общении, выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляд, улыбка, выразительные движения, вокализация).

Итак, выделим основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе ребенка:
1. Доязыковый этап, который длится примерно до 11 месяцев. В начале происходит развитие фонематического слуха: младенец учится различать интонацию, тембр голоса людей, которые его окружают, а с двухмесячного возраста начинает агукать-петь гласные звуки. Это и есть начало обратной связи-стремление маленького ребенка ответить окружению, войти с ним в контакт. Агуканье перерастает в крик, неоконченное повторение слогов («мама», «па-па», «ба-ба»), а впоследствии - в сознательное произнесения слов.
2. Этап первоначального овладения языком: ребенок, когда ему исполняется год, начинает произносить слова, сначала просто подражая взрослым - она стремится прежде удовлетворения своих элементарных потребностей. Слов еще не хватает, и они являются многозначными. Так, произнося слово «мама», малыш сигнализирует о разных вещах: возможно, ему хочется пить, возможно - на руки, а может, следует помочь ему что-то сделать. На помощь приходит активная жестикуляция, мимика и т.д.
3. Этап овладения грамматической структурой языка - следующий: лексикон расширяется, в речи ребенка появляются определенные грамматические конструкции и т.д.; этот период длится до 7 лет. Именно этот возраст, педагоги называют дошкольным, особенно открыт для овладения и родным, и, параллельно, разными иностранными языками.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология общения | Добавил: manzark (01.07.2012)
Просмотров: 1192 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz