Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Психология общения

Зоны межличностного общения

Зоны межличностного общения

В процессе общения люди занимают разное пространственное размещение относительно друг друга. Наука, которая изучает нормы пространственной и временной организации общения («пространственная психология»), называется Проксемика. Основателем пространственной психологии является американский исследователь Э. Холл, который исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства.

Эмоции собеседника - Положение тела собеседника

Ощущение душевного комфорта - Расслабленность отдельных частей тела, руки и ноги не скрещены
Ощущение опасности - Руки подняты вверх
Защитные тенденции - «Бойцовая стойка», руки, ноги скрещены
Желание сблизиться - Тело наклонено вперед
Желание удалиться - Собеседник отодвигается, отворачивается
Депрессия, подавленность - Собеседник сутулится, голова, плечи опущенные
Экспансивное желание, гордость - Голова поднята, шея прямая, корпус выпрямлен или отклонен назад
Защитная позиция Руки сцеплены на груди - Нетерпение Легкое постукивание по столу
Чувство превосходства, собеседник считает себя хитрее - Молитвенно сложенные ладони, пальцы чуть расставлены
Недоверие - Собеседник потирает глаза
Неуверенность, страх - Грызет ногти
Покой, удовлетворение - Легкий наклон головы в сторону
Подожди минутку, подумаю - Поднятие головы и взгляд вверх или наклон головы с сосредоточенным выражением
Не понял, повтори - Движение головой и насупленные брови
Понимаю, мне нечего добавить - Улыбка, возможно, легкий наклон головы
Ясно, понял, что тебе нужно - Ритмическое кивание головой
Хочу подчинить себе - Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседника
Пренебрежение - Взгляд в сторону
Страх и желание убежать - Взгляд в пол


Э. Холл выделил четыре зоны межличностного общения.

Зона интимного общения (от полуметра до непосредственного телесного контакта). На таком расстоянии общаются знакомые, родители с детьми, очень близкие люди. Кроме самых близких, в эту зону допускаются врачи, медсестры, парикмахеры и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного контакта с клиентом. Пытаясь в общении с кем войти в эту зону, вы тем самым намекаете на то, что хотели бы считать его другом.

Зона личного общения (0,5-1,5 м). Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди. Это расстояние позволяет им дотрагиваться друг друга, пожать друг другу руку, похлопать по плечу. Большинство людей считают эту зону своим личным пространством и не склонны впускать в нее посторонних людей. Например, когда вы сидите в кафе, где есть свободные места, и новый посетитель подсаживается к вам, то вы будете чувствовать себя неудобно. Или другой пример. В переполненном транспорте люди избегают визуального контакта друг с другом, стараются смотреть в окно или на стену, чтобы таким образом выдерживать границы личного пространства.

Зона формального общения (1,5-3 м). На такой дистанции ведут деловые, а также случайные и малозначимые разговоры. Существует выражение «выдержать дистанцию», с помощью которой описывают отношения начальника и подчиненного.

Зона публичного общения (более 3 м). Пространство, отделяющее человека от оратора в зале, является зоной публичного общения. В такой ситуации комментарии, интимные жесты не являются остроумными (например, пожать руку лектору, похлопать по плечам).

Итак, основными задачами невербального общения являются следующие:
- Создание и поддержка психологического контакта, регуляция процесса общения;
- Добавление новых значимых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;
- Выражение эмоций, оценок, ролей, содержания ситуации.


Сделаем краткий вывод сказанному. Человек в процессе общения использует два вида средств: вербальные и невербальные. На первый взгляд кажется, что более процентов при передаче информации приходится на вербальное общение, но хотим отметить, что около 70% мы общаемся невербальными средствами и 30% - вербальными или словесными. Итак, больше о человеке может сказать ее слово, а ее тело, взвешивая на их конгруэнтность.

В психологической науке понятие конгруэнтность - термин, который означает соответствие между вербальными и невербальными факторами сообщения, согласованность всех его составных частей, продиктованы стремлением «подстроиться» под собеседника, найти с ним контакт.




Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология общения | Добавил: manzark (01.07.2012)
Просмотров: 2712 | Теги: конгруэнтность, Э. Холл, Проксемика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz