Семья и ценность брака - Психология семейных отношений - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Воскресенье, 04.12.2016
Главная » Статьи » Психология семейных отношений

Семья и ценность брака
Ценность семьи и брака
Результаты многих исследований говорят о том, что для молодых людей семья является одной из ведущих ценностей.
Так, на вопрос «Каким хотели бы Вы видеть себя через 15 лет?» большинство 17-летних граждан России (74,5%) выбрали ответ: «Человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети». Материально обеспеченными людьми видят себя 71% юношей и девушек.

При исследовании более взрослой молодежи (24-летние респонденты), семейную ценность отметили уже 83% опрошенных. Материально хорошо обеспеченным человеком хотели бы быть 77,7%. На третье место среди ценностей выходит здоровье (55% респондентов), на четвертое - желание быть профессионалом в своем деле (43,5%) (Молодежь-97,1997).

Результаты ранее проведенных исследований студентов одного из вузов Петербурга (ЛИСИ, архитектурный факультет, 1977) показали, что среди целей, которых хотели бы достичь студенты через 10 лет, были профессиональные и аффилиативные ценности - интересная работа, наличие хороших друзей, вслед за которыми с одинаковыми высокими значениями следовали: создание семьи, наличие хорошего коллектива, достижение высоких результатов в творчестве. Достаточно сильным оказалось желание достичь чисто профессиональных целей: были выделены следующие приоритетные ценности - популярность в своей профессии в кругу специалистов, авторитет окружающих, повышение образования и квалификации, а также наличие высокого заработка. Средними баллами оценивалось стремление к славе в широких кругах и желание иметь много свободного времени, низкими - руководящая работа. На момент обследования респонденты (44 человека обоего пола) были в возрасте 20-21 года.

По прошествии 10 лет часть из этих студентов (24 человека) были опрошены вновь (1987). Была обнаружена удивительная сохранность индивидуальных ценностей, подтвержденная и расчетом корреляций по выборке. Многие испытуемые повторяли в зрелом возрасте свои студенческие оценки по 11-балльным шкалам с точностью до балла (при этом они не только не помнили своих прежних оценок, но и самого факта опроса). К примеру, те, кто больше ценили повышение образования, спустя 10 лет вновь в значительной степени ориентировались на эти цели на следующую временную перспективу (г = 0,8), эта же тенденция проявилась и в отношении ориентации на руководящую должность и других ценностей.

Ценность семьи у 30-летних архитекторов вышла на первый план, потеснив творческие и аффилиативные ценности (достичь высоких результатов в творчестве, наличие друзей). В то же время эти ценности сохраняли свои высокие значения. Обнаружена большая реалистичность притязаний, выражаемая в избегании крайних оценок (максимальных баллов), характерных для тех же испытуемых в более молодом возрасте. Несколько Повысилось, но вместе с тем и сохранило индивидуальную стабильность у различных испытуемых (при р > 0,95), стремление работать на руководящей должности и иметь много свободного времени (до средних оценок).

Важно отметить, что сходные данные (о росте реалистичности в первые годы работы) получены Левинеоном (Levinson, 1978, 1986) на небольшой выборке американцев мужская психология (40 мужчин). В другом американском исследовании управленцев низшего звена (422 молодых мужчин) было показано, что спустя 7 лет после начала карьеры их ожидания стали более реалистичными (Bray, Howard, 1983).

По данным исследования, через десять лет (то есть в 30-32 года) ценности-цели на следующую временную перспективу имели следующий вид: счастье в семейной жизни, интересная работа, друзья, высокие творческие результаты, высокий заработок. Несколько ниже оценивались такие цели, как популярность в узком кругу специалистов, повышение квалификации, свободное время, повышение образования, уважение окружающих. Средними баллами оценивалась популярность в широких кругах, по-прежнему на последних местах оставались руководящая и общественная работа.

Девушки, нацеленные на карьеру в ранней молодости, через десять лет (в 30- 31 год) также отдавали предпочтение творчеству, которое оттесняло семью и любовь (данные по методике Рокича, которая отражает сиюминутные «ценности-цели»). Однако на следующую десятилетнюю перспективу ценность счастливой семейной жизни у них становилась более актуальной.

Применение традиционного метода поперечного среза с большим числом испытуемых выявило сходные тенденции (1987). Сравнение ценностей на десятилетнюю перспективу студентов архитектурного факультета ЛИСИ (100 испытуемых) с ценностями взрослых архитекторов 24-40 лет (100 человек) показало несколько большее превалирование целей самореализации у студентов (семья на втором месте) и более важную роль семьи у более старших респондентов.

Применение методики, отражающей сиюминутные ценности (методика Рокича), когда испытуемым предлагается ранжировать ценности), дало сходные результаты.
В целом, по выборке архитекторов обоего пола 24-45 лет (238 человек), после ценностей мира и здоровья, характерных для большинства людей, - что проявлялось и в исследовании под руководством В. А. Ядова (Саморегуляция и прогнозирование, 1979), - шли любовь, творчество, интересная работа, семья, друзья. Середину ранжированного ряда занимали: познание, свобода, уверенность, активная жизнь, самостоятельность, красота. Не очень актуальными оказались: материально обеспеченная жизнь, жизненная мудрость, общественное признание, равенство и удовольствия.
Нужно признать, что на выделении приоритетных ценностей, конечно же» сказывалась специфика выборки - представителей творческой профессии - в первую очередь в том, что творчество находилось среди лидирующих ценностей, а обеспеченность - среди отвергаемых (Андреева Т. В. Д985, 1989).

Результаты опроса молодежи Санкт-Петербурга и Лейпцига, проведенного в 1992 году (в.выборку вошли школьники, учащиеся техникумов и студенты), отражают некоторую динамику ценностей, которую можно расценивать отчасти как возрастную.
У школьников лидируют жизненные цели - выполнять интересную работу (91%) и заработать много денег (82%), а затем следует цель иметь свою семью - такой ответ избрали 79% респондентов, овладеть обширными знаниями - 65% І что-нибудь сделать для сохранения природы, защиты мира - 60%.

Учащиеся техникумов сразу после интересной работы (85%) отмечали ценность семьи (75%), а затем свой полезный вклад (71%) и заработки (68%), знания (67%). У студентов ценности сходны -на первом месте работа, на втором - семья; третье отдано заработкам, затем идут знания и вклад в дело защиты природы И мира (Лисовский В. Т., ред.,1996).

Индивидуализация ценностных ориентаций связана с увеличением ценности индивидуального человеческого существования и уменьшением ориентации на широкую человеческую общность (Куницына В. Н., 1995, 2004). Это подтверждается, в частности, смещением цели «мир и хорошее положение в стране» с первого места, характерного для 1970-х годов (Ядов В. А., 1979) и для 1980-х годов (Андреева Т. В., 1985, 1989), на последние места в студенческой выборке 1999-2004 годов, согласно проведенному нами исследованию. За этот же период снизилась значимость ценности «равенство».

Наши исследования ценностей студентов на пяти факультетах университета (философском, экономическом, психологическом, филологическом, физическом), проведенные в 1995-2004 годах (выборка составила 240 человек), показали наличие существенных половых различий в ценностях-целях.

Девушки-студентки в гораздо большей степени ориентируются на ценности семьи и любви, в то время как для юношей-студентов данные ценности не являются определяющими. При этом ценности «любовь» и «счастливая семейная жизнь» находятся в явном рассогласовании - любовь для них оказывается гораздо важнее. Для опрошенных студенток в большей мере, чем для студентов, значима ценность мира и хорошего положения в стране (Реан А. А., Андреева Т. В., Киреева Н. Н., Москвичева Н. Л., 1999).

Полученные в другом исследовании данные опроса учащихся математико-механического, филологического факультетов и факультета журналистики также говорят о различиях ценностей студентов и студенток (Москвичева Н. Л., 1999).
Довольно интересной иллюстрацией взглядов на семью современной студенческой молодежи является исследование Белгородского государственного института культуры (Лейбфрейд А. И., 2004). В нем приняли участие 33 девушки и 25 юношей, студенты I-Г/ курсов, ранее не состоявшие в браке. Им были предложены методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, мини-сочинение на тему «Один день из моей будущей семейной жизни», анкета, направленная на выявление мотивов создания семьи. В результате было установлено, что счастливая семейная жизнь наряду с любовью занимает главное место в иерархии ценностей у 60% девушек, в то время как семья представляет ценность лишь для 8% юношей. Однако 60% юношей ставят на первые места в иерархии ценностей любовь. Таким образом в представлениях девушек любовь и семья существуют в неразрывном единстве, а для юношей эти понятия не равнозначны.

Результаты обработки анкет и контент- анализа мини-сочинений свидетельствуют о том, что девушки в два раза чаще, чем юноши, описывают свою будущую семейную жизнь в эмоционально позитивной модальности. Девушки в большей степени делают акцент на эмоциональной стороне семейной жизни (55%), а юноши - на процессуальной (75%). В категории «Ориентация на совместную деятельность/автономию» 42% девушек и 12% юношей склонны к совместному выполнению семейных дел. При анализе категории «Выполнение семейных функций» выявлено, что девушки в два раза реже указывают на выполнение хозяйственно-бытовой функции семьи, в три раза чаще отмечают значимость коммуникативной функции и в шесть раз чаще упоминают о детях (репродуктивная и воспитательная функции). Описание одного дня будущей семейной жизни как праздника или выходного встречается в 20% сочинений девушек и в 4% сочинений юношей.

В качестве мотивов создания семьи девушки и юноши на первые места ставят любовь и уважение к партнеру. А вот психология женщин - 35% девушек ориентированы также на материальную обеспеченность будущего супруга и наличие отдельной от родителей жилплощади. На значимость этих факторов указывают 10% юношей.
Психология девушек - менее важной представляется внешняя привлекательность партнера и вероятность скорого рождения ребенка. В целом картина семейной жизни девушек выглядит следующим образом: семья с эгалитарным устройством и значительной материальной базой, занимающая главенствующее место в жизни, основанная на любви и доверии. В большинстве описанных семей есть дети, но жены работают.

Для юношей семейная жизнь мыслится в отдаленной временной перспективе. В данный момент они предпочли бы вести активную деятельную жизнь и быть независимыми. В будущем хотели бы создать семью на основе: любви, взаимоуважения, общности взглядов и интересов супругов, с традиционным разделением обязанностей.

Категория: Психология семейных отношений | Добавил: manzark (14.07.2012)
Просмотров: 491 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz