Интернет-среда как фактор социального воздействия - Психология социального влияния - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 06.12.2016
Главная » Статьи » Психология социального влияния

Интернет-среда как фактор социального воздействия
Интернет-среда как фактор социального воздействия
Внедрение информационных технологий, способствующих интенсификации коммуникативных процессов в обществе, определило комплекс проблем, связанных со спецификой воздействия на личность Интернет - сообщений. Расширение спектра форм деятельности в Интернете постепенно превратило ее в отдельную коммуникативную сферу человеческой жизнедеятельности, которая является действенным дополнением к традиционным средствам массовой информации. Информация, которая передается через компьютерные сети, имеет значительный потенциал влияния на человека, содержательные и качественные характеристики которого требуют основательного теоретико-экспериментального исследования. Поскольку среди активных пользователей Интернета являются молодые люди, проблема влияния коммуникации в сети Интернет на личность приобретает особую остроту.
Проблема воздействия на личность новой информационной среды предполагает определение особенностей виртуальной среды как нового ресурса влияния на личность, т.е. новой информационной среды как социокультурного феномена.
Хотя первые исследования виртуальной среды появляются только в начале 90-х годов, сегодня мы имеем достаточно работ по этой тематике и в социологии, и в общей психологии, и в социальной психологии.

В этих исследованиях Интернет-среда определяется как психологически благоприятную для личности, и именно в этой его особенности видится эффективность воздействия сообщений.

Выделяются следующие особенности новой коммуникативной среды.
• Во-первых, такая особенность Интернет-среды как анонимность виртуальности (Интернет никому не принадлежит и не контролируется, следовательно, не управляется), что создает впечатление свободного выбора индивидом информации.
• Во-вторых, построенный по принципу гипертекста виртуальное пространство, возможность «игры» с ролями и построением множественного «я» в Интернете напоминает множественную реальность современной макрокультурной ситуации, что создает впечатление инновационности и полноты информации, представляемой новым информационным средой.
• В-третьих, виртуальная реальность предлагает человеку максимум возможностей для любого конструирования: как СМИ - в конструировании новостей; как средство коммуникации - в конструировании образа партнера коммуникации: как соавторство - в конструировании норм взаимодействия. Эта особенность новой информационной среды удовлетворяет потребность человека в креативности, которая особенно возрастает в реальных условиях социальных ориентиров в обществе.
• В-четвертых, особенностью Интернет-среды, которая многократно отмечается исследователями, является «дружелюбие» Интернет - коммуникации, большая терпимость к межгрупповых различий их участников и настрой на сотрудничество, что также не может не сказаться на том позитивном климате, способствует доверию к сообщений, восприятии их как «истинных», что влияет положительно на убеждения личности.
• В-пятых, особенностью нового коммуникативной среды является то, что оно способствует раскованности человека и уменьшению социальной дистанции в Интернете, что также увеличивает доверие к информационным Интернет-сообщений.

Особенности виртуальной реальности как новой информационной среды, конечно, более разнообразны. Проблематика исследования виртуальной реальности представлена очень широко не только психологами, но и культурологами, экономистами, социологами, педагогами, лингвистами, специалистами в области рекламы, маркетинга и другими специалистами, не говоря уже о журналистах. С одной стороны, такая «полидисциплинарнисть» может быть оценена как задаток будущей реальной междисциплинарности гуманитарного изучения Интернета, а с другой стороны, это является отражением начального этапа исследований в данной области.

Прежде всего, нужно иметь в виду сам факт становления информационного общества. Характерные для него экономические (реструктурализация экономических ресурсов, переход к информационной экономике), политические (трансформация природы власти - от власти капитала к овладению информационными кодами) и социальные (появление в социальном взаимодействии сетевых форм связи, создание виртуальных образов социальных структур) изменения задают новый характер влияния информации на индивида.




Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология социального влияния | Добавил: manzark (14.07.2012)
Просмотров: 287 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz