Преднамеренное и непреднамеренное влияние - Психология социального влияния - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Воскресенье, 04.12.2016
Главная » Статьи » Психология социального влияния

Преднамеренное и непреднамеренное влияние

Существует специфика двух разновидностей воздействия: преднамеренное (целенаправленное) и непреднамеренное (без всякой заранее поставленной цели – неумышленное). Стоит отметить, что эти два вида воздействий отличаются спецификой детерминации. Если целенаправленное воздействие осуществляется для чего и имеет телеологическую обусловленность, то непреднамеренное - не имеющее цели - каузально, т.е. осуществляется не для чего, а почему (причинно детерминированный).

Непреднамеренный воздействие осуществляется в ситуации, когда один человек просто воспринимает присутствие другого. Каждый человек ежедневно встречается с другими людьми в транспорте, на улице, спортивной площадке, не задумываясь над тем, кто именно находится в этих местах рядом с ней, однако каждый индивид помнит о существовании других. Это выражается в изменении поведения в присутствии других. Например, девочка, которая только что веселилась у себя дома, выходя на улицу, придает себе серьезный вид, ведь она знает, что на улице присутствуют другие люди.

Известный социальный психолог Н. Обозов выделяет два вида воздействий на человека в социальном пространстве:
1) возможен, или предполагаемый контакт, когда поведение человека изменяется через догадку о присутствии индивидов в каком месте;
2) визуальный пространственный контакт или контакт "молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей.

В психологии применяется термин «публичный эффект», сущность которого в том, что характеристики индивидуальной деятельности и поведения изменяются под воздействием пассивной присутствии других.

Почему же простое присутствие других людей влияет на наше поведение?
В конце XIX в. американский психолог Норман Трипплет начал серию экспериментов с целью изучения влияния на действие индивида присутствии других людей. Суть экспериментов состояла в том, чтобы выявить влияние ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста в сравнении с результатами, полученными в гонке наедине. Исследуемыми были дети. Двадцать детей из сорока испытуемых показали в соревновании более высокие результаты, десять - несколько улучшили их, в десяти наблюдалось даже ухудшение в связи с перевозбуждением.
В этих экспериментах выяснилось вопрос о том, действует ли индивид наедине лучше, чем в присутствии других, или, наоборот, стимулирует факт присутствия других эффективность деятельности каждого. Опираясь на эти наблюдения, исследователь сделал вывод, что присутствие других людей вызывает определенные изменения в деятельности индивида.
Свою гипотезу Трипплет проверил на другом эксперименте. Он просил детей, чтобы те, соревнуясь друг с другом, сматывали рыболовные катушки. После этого было сравнительно результаты, которые показали, что дети сматывали катушки быстрее в присутствии других детей. Этот эксперимент стал первой попыткой понять, как меняется деятельность человека в присутствии других людей, причем не обязательно членов своей группы.
Позднее различные модификации этого эксперимента заложили эмпирические основы для дальнейших исследований воздействия на индивида присутствии других людей. Результаты этих исследований были интерпретированы как возникновение эффекта возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида влияет само присутствие других людей, работающих над той же задачей рядом. Каким образом присутствие других людей влияет на наше поведение?

Одним из первых на этот вопрос пытался дать ответ американский психолог Бибб Латан в своей теории социального толчка (1981 г.). Он утверждает, что сила воздействия других людей объясняется действием нескольких факторов:
• количеством людей;
• их пространственной близостью;
• их авторитетом и статусом.

Для иллюстрации совокупного действия этих факторов Латан использует аналогию с электролампочками. Так же, как количество света, падающего на поверхность, зависит от количества ламп, их близости к поверхности и мощности, социальное влияние зависит от количества людей, их близости и степени влиятельности. С увеличением числа людей, увеличивается и степень их влияния. Территориальная близость других людей тоже является влиятельным фактором. Тоже самое можно сказать о роли в этом процессе авторитета, статуса людей, которые рядом с нами. Все эти факторы или по одиночке или вместе совершают на нас влияние. Однако это влияние бывает разный. Наблюдения показывают, что люди по-разному реагируют на внимание к себе со стороны окружающих. Одни в присутствии других чувствуют себя свободно, ведут уверенно, ощущают вдохновения. Другие - наоборот: теряются, беспокоятся, испытывают дискомфорт. Какими бы ни были эти результаты, но понятно, что присутствие других людей влияет на наше поведение. Флойд Олпорт, анализируя эти явления в 1920 p., назвал их «эффектом аудитории».
Флойд Олпорт предложил названия для определения двух противоположных эффектов: улучшение деятельности в присутствии других людей получило название социальной фасилитации (социального содействия. Обратное влияние, т.е. ухудшение деятельности, был назван Олпортом социальной ингибирование (социальным торможением, сдерживанием). Сегодня эти понятия являются общепринятыми.
При каких условиях возникает социальная фасилитация, а при каких - ингибирование? Эти вопросы и исследовали отдельные ученые.
Первое теоретическое объяснение эффекта аудитории было предложено Робертом Зайонк в 1965 году. Исходя из бихевиористской формулы поведения (П = С-Р), Зайонк предположил, что присутствие других людей является для индивида сильным стимулом - источником общего возбуждения. В этом случае, когда человек знает как и что нужно делать (особенно в случае когда индивидом усвоена автоматическая реакция) и поэтому чувствует себя уверенно, то возбуждение, вызванное присутствием зрителей, улучшает ее деятельность. Причем усиление стимула (увеличение числа присутствующих) интенсифицирует эффект фасилитации. Однако когда реакция усвоена плохо, деятельность индивида ухудшается, поскольку реализации нужной, но плохо заученной, мешает доминирующая, хотя и не нужна.
Иными словами, наступает социальное торможение (ингибирование). Роберт Зайонк сделал вывод, что повышенная возбудимость способствует выполнению простых задач и ухудшает выполнение сложных. Эта гипотеза была подтверждена почти в 300 эмпирических исследованиях с участием более 25 тысяч испытуемых.
Другой ученый, Николас Коттрелл, продолжая исследования эффекта аудитории (1972 p.), объяснил данный феномен тем, что люди, занятые деятельностью в присутствии других людей (на людях), ожидают оценки со стороны зрителей и обеспокоены тем, как их оценят. Коттрелл и его сторонники привели немало доказательств того, что существуют различия между тем, как индивид воспринимает просто присутствие других людей, и тем, когда ожидает оценки со стороны других.
В дальнейшем эффект аудитории было объяснено теорией конфликта внимания, которое в 1986 году выдвинул Роберт Бэрон. Ученый утверждает, что зрители выступают как стимулирующим, так и тормозящим фактором деятельности человека по многим причинам, включая и ту, что назвал Зайонк. Действительно, утверждает Бэрон, присутствие других является источником возбуждения. Но прежде, чем возбуждение возникнет, присутствие других, как отвлекающий фактор, вызовет конфликт внимания у занятого своим делом индивида.
О социальном влиянии нельзя говорить абстрактно, оно осуществляется по-разному в разной среде взаимодействия. Различия между этими средами могут определяться, например, тем, насколько оно индивидуализированным, или на кого направлено воздействие: на индивида или на широкую аудиторию.
В связи с этими особенностями можно выделить различные виды социального воздействия, которые характеризуются особыми средствами и психологическими механизмами их срабатывания. В частности, это такие виды социального влияния, как социальное влияние в специально созданной среде убеждения и социальное влияние в среде, созданной средствами массовой информации.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология социального влияния | Добавил: manzark (15.07.2012)
Просмотров: 1760 | Теги: Флойд Олпорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz