Риторика убеждение - Психология социального влияния - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Психология социального влияния

Риторика убеждение
Приемы риторики
В процессе убеждение задействован один агент влияния, который пытается оказать влияние на целевую аудиторию, состоящую одновременно из многих людей. Сущностью убеждение эффективное использование слов и риторических приемов. Выдающимся ораторам удавалось силой слова побудить людей к действиям. Многим из них удалось возглавить мощные общественные движения и доказать, что «умная речь является сильнее меч».
Чтобы убедить человека, субъект воздействия должен стремиться изменить само убеждение объекта воздействия, а не заставлять его действовать или вести себя определенным образом. Хотя специально созданная среда менее индивидуализированная, чем среда межличностного взаимодействия, многим комуникторам удалось достичь значительных успехов. Примеры применения риторики выдающимися художниками слова, которые пользовались авторитетом и доверием массы людей, свидетельствуют силу убеждающего воздействия, иногда поражает.
Важным для агента влияния (оратора) является владение искусством риторики. Этим искусством овладеть не так просто, но те, кто обладает умением влиять на большую аудиторию, способны править миром, как в положительном так и в отрицательном смысле.

История человечества есть много примеров успешного применения приемов риторики.

Древние ораторы Демосфен, Цицерон сыграли большую роль в развитии ораторского искусства. их речи (например, речь Цицерона против Катилины и Антония) стали образцом ораторства, на которых поныне учатся мастерству риторики.

Яркая речь, обращенная к большой аудитории, может повлиять на каждого из слушателей, силой слова побудить людей к действию, если оратор является мастером речи. Таким мастером речей был выдающийся политический и религиозный деятель Мартин Лютер Кинг, который силой слова вызвал у слушателей доверие, побудил людей к действиям тем, что в своих речах подчеркивал именно то общее, что сближало его со слушателями и участниками его движения. Слова и идеи, которые были хорошо знакомы аудитории, касались чувствительных струн в душах людей.
С помощью этого риторического приема Кинг создавал и укреплял в сознании людей ассоциативные связи между уже известными и положительно оцениваемыми идеями и новыми - его собственными. Другими словами, использование лексики, которая одобряется аудиторией, придавало идеям Кинга убедительность и подчеркивало их соответствие религиозным, культурным и патриотическим ценностям слушателей.

Итак, такими факторами, определяющими успех убеждения, являются:
умение оратора создать у слушателей впечатление, что он свой;
умение создавать позитивные ассоциативные связи в сознании слушателей;

Правильное понимание смысла сообщения является важным фактором эффективности его воздействия. Именно этот фактор срабатывал в выступлениях Кинга. Оратор владел искусством говорить понятно и просто. Специалисты по риторике утверждают, что, несмотря на развитую речь, в своих выступлениях Кинг активно использовал простую бытовую лексику, а также своеобразный «библейский жаргон», мастерски воплощая в свою речь цитаты и сюжеты из Библии, откровенно рассчитывая на чувства верующих. Он пытался сделать свои идеи доступными и легкими для понимания, неоднократно повторяя основные фразы и поощряя слушателей присоединиться к нему, хором подтвердить свое согласие с услышанным. Это так называемая техника «просьбы-и-отклика».
Другой выдающийся политический деятель, Р. Рейган, завоевал аудиторию таким риторическим приемом, как эмоционально-оптимистический тон слова.
Многочисленные психологические исследования показали, что нотка оптимизма вызывает доброжелательную реакцию слушателей: «Все будет хорошо» Р.Рейган высказывал такую идею: если мы будем брать пример "из старых добрых американцев», вернемся к своим корням, - все будет в порядке. Рейган выступал в роли сладкого утешителя. Он активно использовал также такие приемы, как идентификацию с аудиторией, или чувство тождественности со слушателями, видимая открытость, элегантная простота идей.
Благодаря использованию риторических приемов, особенно таких приемов, как эмоциональность речи, простота языка Адольфу Гитлеру удавалось манипулировать большими массами людей.
Он играл на чувствах немецкого народа, на его переживаниях, среди которых были и уплотнена национальная гордость, и негодование, и разочарование в связи с унизительной контрибуцией, которую было наложено на Германию после Первой мировой войны.
Заповедью составления политических выступлений он считал простоту. По словам Гитлера: «Восприимчивость массы очень ограничена, круг ее понимания узок, зато забывчивость очень велика. Уже из одного этого любая пропаганда, если она хочет быть успешной, должна ограничиваться лишь некоторыми пунктами и излагать эти пункты кратко, четко, понятно, в форме чисел, легко запоминающиеся, повторяя все это до тех пор, пока уже не может быть никакого сомнения в том, что и наиболее отстающий из слушателей наверняка усвоил то, чего мы хотели. Как только мы откажемся от этого принципа и постараемся сделать нашу пропаганду многосторонней, влияние ее сейчас же начнет рассеиваться, ибо широкая масса не в состоянии будет ни переварить, ни запомнить весь материал ». [
До всех риторических ухищрений Гитлера следует добавить его коронный номер - своего рода выявление инновационности с его стороны. Это театрализация всех его мероприятий, тенденция окружать себя пугающими и впечатляющими спектаклями, от которых по спине жителей Германии, чья индивидуальность полностью терялась в масштабах гигантских митингов, пробегали мурашки. От зрелища шло ощущение огромной власти и исторической значимости момента. Все эмоции и сила, которые возникали, ассоциировались с Гитлером и его идеями, которые привели, в конечном счете, к катастрофе.
Этот прием театрализации описал в работе "Пропаганда и психологическое оружие» Кволтер: «Униформа, оркестры, флаги, символика - все это были элементы механизма немецкой пропаганды, сконструированного Гитлером и Геббельсом для того, чтобы усилить впечатление от жестоких слов демонстрацией жестоких поступков.
Функции общественных митингов не ограничивались тем, чтобы дать нацистам возможность высказать свои речи. Это были тщательно отрежисованы театральные представления, в которых и декорации, и освещение, и музыкальное сопровождение, и хронометраж появления и исчезновения действующих лиц - все было рассчитано на то, чтобы вызвать максимальный энтузиазм слушателей, которые без того находились в напряженном состоянии после часа патриотических песен и скандирование лозунгов »



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология социального влияния | Добавил: manzark (15.07.2012)
Просмотров: 683 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz