Организационные и эмпирические методы - Психология спорта - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Воскресенье, 04.12.2016
Главная » Статьи » Психология спорта

Организационные и эмпирические методы
Организационные методы - к ним относятся: сравнительный, лонгитюдинальний и комплексный.
Сравнительный метод используется для изучения психологических различий, а следовательно и сходства, тождества и содержания психических процессов, состояний, свойств и личностных качеств спортсменов в зависимости от пола, возраста, спортивной специализации, квалификации, от особенностей методики подготовки, условий соревнований.
Лонгитюдинальний метод позволяет в течение многих лет прослеживать психическое развитие и изменение свойств психомоторики, используется для изучения влияния многолетней тренировки на формирование личности спортсмена.

Комплексный метод широко применяют для многостороннего исследования одного и того же психического явления с использованием множества отдельных методик, охватывающих предмет всестороннего исследования в его непосредственной целостности. Комплексность исследования очень важна и является переходом к междисциплинарного изучения деятельности. 

Эмпирические методы.
Эти методы, применяемые в психологическом исследовании, разнообразны. К ним относятся наблюдения (в том числе самонаблюдение); психологический эксперимент, методы психодиагностики, в частности диагностики состояния готовности учебных занятий и соревнований. Остановимся на использовании этих методов во время учебного занятия.
Наблюдение. Делятся на самонаблюдении и внешнее, объективное наблюдение. Наблюдая внешние проявления в психомоторной активности, изучают не внешнее воздействие само по себе, а именно внутренний проявление психического содержания действия, который выступает предметом исследования. Внешнее проявление психомоторной активности является только исходным материалом наблюдения. А настоящий его предмет, цель и необходимость исследования - внутренний психическое содержание, т.е. неизвестно, что находится за пределами возможностей наблюдения, а значит, и нарочитой его позитивного изменения.
Что же можно получить наблюдением психомоторной действия спортсмена? Как по внешним показателям, доступным для наблюдения, раскрыть внутренний психический смысл? Ведь этот мир доступен только действующей человеку, причем не в полной мере, в форме произведений самонаблюдения. Почему человек имеет определенные своеобразные домыслы, иллюзии, заблуждения при оценке своих движений?
Отметим, что каждый психомоторное акт человека содержит сложное единство сенсорных и моторных, перцептивных и действующих, приспособительных и регулирующих моментов. В психомоторное действие спортсмен заключает единство мысли и живого движения, что на разных стадиях его мастерства имеет различные психическое содержание и структуру. Она не является раз и навсегда фиксированной целостностью. В каждое действие вложено определенное мнение, мотив, потребность. И задача наблюдения состоит в изъятии движения этой мысли для общего использования.
В действии можно раскрыть все зачатки и элементы психики в их единстве и органической целостности. Рассмотрим лишь некоторые из них. Любое действие обусловлено определенными побуждениями и регулируется ими. Эти побуждения изначально находятся в основе потребностей, интересов, направленности личности. И в том, как выполняется действие, оказываются:

• темперамент - импульсивность, сила и быстрота движений;
• характер человека (как он относится к своей активности, к самой себе в деятельности и в ближайшее своего окружения);
• способности - как совершенно выполняется действие ее мягкость, пластичность, скоординированность, точность, есть наглядные критерии реализации возможностей спортсмена.

Эмоционально-волевыми проявлениями человека есть эмоции.
Эмоции - реакции на внешние воздействия энергии и информации, которые порождаются реальным соотношением действия с побуждениями, которые ее определяют.
Чувства - продукт оценки психомоторной действия, обстоятельств ее выполнения и принятия решения действовать так, а не иначе.
Разница между целью действия и его результатом порождает негативные чувства. Вершиной проявления эмоций является аффект - потеря контроля над собою, взрыв негодования, шок, потрясение, когда спортсмен "теряет разум", а его труд дезорганизуется.

Совпадение же цели действия и его результата дает всю гамму положительных чувств (познавательных, нравственных и эстетических), которые порождают энергию для последующих действий. Среди этих чувств, переживаемых человеком, отчетливо проявляются и могут легко наблюдаться:

• познавательные - удивление, с которого начинается любое познание;
• моральные - например, чувство выполненного долга перед самим собой, близкими и перед коллективом, переживания последствий поступка;
• эстетические - наслаждение прекрасным, рожденным движениями и действиями, личностное отношение к своим движений, чувство красоты движений, а затем их целесообразности, гармоничности, целостности как продукта психомоторной творчества.

Повторная действие в одинаковых и меняющихся условиях содержит богатый материал для наблюдения. Изменение результативности действия от повторения к повторению показывает, как закрепляется и уточняется образ движений. Снижение результата действий с переходом от одних условиях действия другим (соревнования - тренировка - соревнования, беговая дорожка - тартановым или рекортановая, повышения ответственности в связи с масштабом соревнований и т.п.) свидетельствует о том, что спортсмен не имеет творческого воображения или утратил эту способность . Воображение позволяет спортсмену осуществить в соответствии с изменяющимся условиям необходимую перестройку в движениях, найти в себе резервы направлений средств-движений для реализации своего энергетического потенциала.

Работа, выполняемая мнением вне действия в период подготовки (например, во время разминки перед ответственными соревнованиями), выражается в специальных настроечных и аналоговых упражнениях. С помощью таких упражнений спортсмен настраивает себя и свой образ движений на максимально полную материализацию мысли в движениях. По содержанию разминки можно определить слабые места в технической подготовке спортсмена. Он все больше уделяет внимания тому, что плохо получается, какие свойства движений менее всего подчиняются произвольной его регуляции.
Каждое действие содержит и зачатки свободы в виде стремлений, тенденций, влечений, желаний - активности побуждений, потребности. Первоначально момент развития волевого начала действия коренится уже в сенсорно-перцептивной чувствительности и проявляется стремлением уточнить, испытать и приспособить движения к условиям действия.
Отчетливо процесс волевого проявления наблюдается в стремлении испытать гимнастические снаряды, примериться к месту будущих действий, провести тренировки накануне соревнований там, где они состоятся (день испытания снарядов в гимнастике, перед олимпийский неделю и другие "приспособления" к соревнованиям).
Волевые проявления, доступные для наблюдения, связываются уточнением и осознанием цели действия. Примерами могут быть борьба мотивов, тяжелые раздумья во время принятия решения (время сосредоточения внимания перед действием - индикатор этих внутренних напряжений). Волевые усилия возникают только тогда, когда наблюдаются и осознаются противоречия, конфликт между желаемой целью и средствами ее достижения. Если, например, прыгун в длину на соревновании "подбирает" себе длину разбега и часто ошибается, то возникает закономерный вопрос: а что он делал во время тренировки?
Именно в тренировке воля направлена на действие, адекватное цели. Вероятно, что у этого прыгуна в длину тренировки волевых усилий хватало, а движения им не контролировались и не развивались. Действие оценивается, сопоставляется с целью. Чтобы эта оценка была полезной для последующего действия, спортсмен должен как можно точнее определить для себя степень рассогласования между намерением и совершенным. Для этого требуется не менее волевое усилие, чем непосредственно во время действия.
Волевое и мускульное усилие - два аспекта одного и того же решения задачи действия мнением определяется движение, движение же порождается в едином потоке живой действия. Инициативность, внушаемость, самостоятельность, независимость, решительность, импульсивность, рассудительность, выдержка и самообладание - важнейшие волевые качества, которые активизируют все способности человека.
Информация, доступная для наблюдения исследователя, содержится и в выразительных движениях спортсмена. Выразительные движения лица (мимика), а также всего тела до начала действия и после ее завершения (пантомимика и вокальная мимика), проявление эмоций в интонации и тембре голоса - яркие свидетельства психических процессов.
Закрепощение движений, их скованность и напряженность свидетельствуют о том, что в действии существуют тормозные взаимодействия - интерференции. Эти своеобразные "тормоза" как "заклинивает" нормальное течение движений, имеющих малую производительность. При этом энергия расходуется на преодоление "трения" в системе движений. Это неполный перечень тех "информационных точек", в которых находится и затем расшифровывается гамма психических аспектов действия, доступных наблюдению и дальнейшему анализу.
Осознание цели наблюдения непосредственно связывает его с незнанием чего-то, с неясным догадкой о какой-то скрытой возможность психики человека, с научной гипотезой, требующей доказательства. Четкий план, целевая установка и систематичность наблюдения дают возможность из множества наблюдаемых психических явлений выбрать те, которые соответствуют цели исследования.
Фотографичность и полнота наблюдения не противоречат друг другу. Наблюдать все сразу невозможно из-за ограничений, наложенных природой на наши восприятия и памяти, особенно кратковременной памяти в случае наблюдения быстрых процессов.
Наблюдение становится методом научного исследования, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а начинается с формулировки гипотезы и продолжается, пока эту гипотезу не будет доказано или отвергнуто из-за новые факты, уточнения. Без наличия гипотезы наблюдения не будет научным, а превратится в простое наблюдение, и если оно выполняется с одной целью, то наблюдатель превращается в "архивариуса фактов", который не знает, что с ними делать.
Важное значение при научного наблюдения имеет способ описания фактов. Следует разграничивать описание фактов и их психологическое объяснение, поскольку эти процедуры имеют разные цели. Описание фактов заключается в четкой фиксации того, что происходит и что зарегистрировано.
Цель метода объяснения - раскрыть сущность явления, его внутреннюю структуру и законы, согласно которым эта сущность проявляется в деятельности и выступает своей деятельной стороной разума так, что ее можно наблюдать. Причем один и тот же психический факт можно объяснить, используя различные психологические теории.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология спорта | Добавил: manzark (15.07.2012)
Просмотров: 275 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz