Психология спорта - предмет и сущность - Психология спорта - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Психология спорта

Психология спорта - предмет и сущность

Психология спорта - предмет и сущность
Содержание психологии спорта. Спорт в Украине является составной культуры, одним из важных средств воспитания людей, улучшение их здоровья, всестороннего и гармоничного развития психомоторных способностей, подготовка к высокопроизводительному труду.
Разработка и решение психологических вопросов управления обучением, тренировкой и воспитанием спортсмена невозможны без изучения характерных психологических черт и закономерностей спортивной деятельности, личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Ведь спорт связан с психомоторными движениями и действиями людей, а при более высоких достижений они находятся на грани человеческих возможностей да еще и в экстремальных условиях соревнований. Поэтому спорт - это деятельность, направленная на достижение максимумов глубинных психических явлений в психомоторных действиях, в состоянии публичного одиночества - независимости от условий соревнований.
Специфика и сложность психологии спорта определяются тем, что свои телесные силы спортсмен направляет на собственные движения, прилагает их к спортивного снаряда или стремится в единоборстве одного или нескольких противников достичь цели. Психомоторные задачи с преодолением сопротивления, которые каждый раз возникают, сначала решаются мысленно, а затем реализуются движениями.

Продуктивным результатом (следствием выполняемой действия) являются изменения в основных сферах психики:
• психических процессах;
• психических свойствах личности;
• психических и психомоторных функциях;
• психических состояниях;
• психологической построении спортивной деятельности.

Психология спорта тесно связана с общей психологией, которую обогащают разработки психологических проблем каждой из отраслей. Она имеет двусторонние связи со многими сферами психологической науки, в частности:

• педагогической психологией (физическое воспитание и тренировки в спорте - это педагогический процесс, который заключается в телесном и психологическом развитии человека, формировании лучших черт и свойств личности);
• психологией труда (в труде, как и в спорте, существует проблема психологической диагностики и развития специальных способностей к определенным видам деятельности, проблема психологической готовности, профессиональной ориентированности за наклонностями к деятельности);
• психологией искусства, поскольку творческие задатки нужны для всех видов спорта.

Предмет психологии спорта. Психология спорта изучает факты, закономерности и механизмы психического отражения, проектирование и осуществление учебной и соревновательной активности спортсмена в экстремальных за психической напряженностью условиях на пределе человеческих возможностей.
Механизмами психики является отображение - образование образа действий
, проектирование - переработку этого образа соответствии с потребностями и цели и овеществления способностей человека в форму психомоторных навыков, действий и поступков;
Поэтому предметом психологии спорта являются объективные законы проявлений психики личности и их развития и совершенствования в психомоторной активности человека. Эти законы описываются системой понятий, отражающих взаимосвязь и отношения, раскрывающие психологическую сущность учебного предмета, разворачивая его в систему суждений, характеризующих отдельные аспекты предметной деятельности и тем самым являются своеобразными функциональными органами спортсмена.
Используя эти функциональные органы, человек не только отражает в сознании применения своего труда во всех проявлениях ее существования, но и перестраивает себя (если это необходимо) в желаемом направлении.

Выделение понятий психологии практической деятельности, их изучение и внедрение отдельного психологического содержания в практику - огромное достижение психологической науки. Понятия отражают действительность, учитывая ее содержание и формы; действие (умственная и психомоторная) при этом сворачивается в понятие, что и является смысловым, определительные (семантическим) образом действительности.
Разработка понятий психологии и синтетическое их применения сочетаются в одной активности человека: сначала понятия отражают применение труда, развивает себя, а затем, после осмысления, они возвращаются в действия с целью их оптимизации.

Психология спорта отличается от других направлений психологии тем, что изучает:
• проявления максимальных психических нагрузок, психомоторных действий и поступков с предельными физическими (телесными), умственными и эмоциональными состояниями в публичных условиях соревнований;
• механизм психомоторики - совокупность приборов или инструментов (способностей), которые преобразуют информацию и энергию, полученную во время действий, и выполняют работу, результатом которой становятся оригинальные и самодостаточные предметы и явления. Эти механизмы образуют многочисленные системы действия для решения разнообразных психомоторных задач, свойственных спортивным действиям;
• средства тренировки психики - мышления, чувств, воображения, моторики, системы мышечных синергий и накопление потенциала энергии как способности к действию - отдельные, но незаменимые составляющие цели. Много проявлений психики спортсменов, таких, как психологическое,
техническое, тактическое подготовки, аутогенная тренировка и т.п., требуют дальнейшего исследования. Они принадлежат к внутреннему миру спортсмена и отличаются по содержанию от тех разнообразных упражнений и действий, которые человек выполняет в учебных занятиях и соревнованиях.

Так же постепенно сложилось представление и о "чувство снаряда", "чувство воды", "ощущение планки", "чувство мяча" и др., которые затем стали разбираться в психологии как специализированные чувства и восприятия телодвижений.
И хотя тренер или преподаватель в повседневном общении соприкасается непосредственно с этими психологическими явлениями, но у каждого из них есть потребность различать скрытый за внешними проявлениями психическое содержание. Важно научиться управлять им, чтобы оказать практическую помощь спортсмену в раскрытии его психических возможностей, в физическом (телесном) совершенствовании и достижении высоких результатов.
Психологические сведения, взятые из практического опыта, могут в определенной степени способствовать ориентированию в учебной деятельности. Однако они часто лишены систематичности, глубины и точности, отчего не могут стать основой для плодотворной работы, за ними нельзя прогнозировать ход учебной деятельности, это только итог прошлого опыта, успешного решения отдельных задач.
Предметом научного исследования психологии спорта является прежде конкретные факты выявления психики, психомоторики и сознания человека в спорте. Однако научная психология не ограничивается описанием психологических факторов, какими бы важными, яркими и интересными они ни были. Психологический факт остается фактом, он лишь первичный, "сенсорный" материал для исследования психологических законов, которые находятся за внешним проявлением психики и регулируют процессы в глубинных слоях подсознания.
В психическом явлении можно видеть только то, что выходит наружу, или то, что произошло вследствие каких-то событий. Однако многие психических явлений в деятельности остаются незаметными. Они находятся ниже порогов различения в момент наблюдения, а изменения происходят настолько медленно, что их невозможно зафиксировать. Открытие закономерностей психики и психомоторики еще не значит, что люди узнали и научились управлять этими механизмами, подчинять их своим целям, а если нужно, то и превращать в другие формы.
Психология спорта - наука, изучающая психологические факты, закономерности и механизмы психики спортсмена в условиях максимумов его активности. Но такое определение будет неполным. Сразу возникнут вопросы: что такое факты, закономерности, механизмы; как они функционируют и отражаются их последствия в сознании; где, когда, при каких обстоятельствах проявляются эти факты, действуют закономерности, а механизмы обеспечивают достижение целей тренировки и соревнований.

Существуют такие определения предмета психологии спорта:
• психология спорта - специальная отрасль психологической науки, предметом которой являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена;
• психология спорта - специальная отрасль психологической науки, изучающая закономерности проявления и развития психики деятельной личности в специфических условиях физического воспитания и спорта.

Исходя из этих определений, отражающих основные признаки предмета психологии спорта, попробуем создать представление в целом о предмете, его специфику и индивидуальность с помощью обобщения психологических понятий и теорий.
Для определения связи между отдельными понятиями, которые охватывают содержание предмета психологии спорта, рассмотрим внутренние связи, присущие главным изучаемым явлениям психики. Психологические понятия являются отражением всего богатства познания и вобрали в свой внутренний смысл отраженную предметность психики (подсознательной и сознательной информации), которая способна видтворитися в мышлении в виде усвоенного психологией содержания.

Личность. Новое понимание природы психической активности и личности исходит из того, что личность рассматривается не как абстракт, присущий человеку, а как эпицентр любой активности, творчества. Установление взаимосвязи с миром культуры и природы и взаимозависимости от них изменяют смысловую сферу сознания личности, формируют ее. Рост качества и количества осознаваемых общественных отношений обеспечивает поступательное развитие личности. В совокупности социальных отношений личность рождается, развивается и привлекается своим трудом в общественные отношения. Личность - это не только производная общественных отношений, но и самостоятельная ценность.
В процессе гармоничного развития человека физическая культура и спорт имеют большое значение, обеспечивая телесную (физическую) совершенство, способствуя развитию высокой нравственности, духовному развитию, формированию лучших черт характера.
Действие. Доказано, что психомоторная действие имеет не только физиологическое, но и психологический смысл. По И. Сеченовым "вся бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечного движения". И. Сеченов сравнивал механизм работы нервной системы с регулятором Уатта, видел в работе мозга регуляторы, выполняющие целесообразную деятельность.
Идею регуляции движений и саморегуляции, что позволяет достичь заданной цели, и идею о структурность и целостность сложного живого движения воплощена в принципе доминанты и физиологии активности.
Если проанализировать любой вид психомоторной активности - от элементарных до сверхсложных действий, - то окажется, что его направленность определяет только содержание, ценность продукта решения психомоторных задач.
Психомоторные действия и движения человека - почти единственная форма жизнедеятельности, которой она не только взаимодействует с окружающей средой, но и активно влияет на него, изменяя его в нужном направлении. Причем спортсмен влияет на силовое поле движений (свою среду), превращает его только после того, как цель и средства (движения), нужны для этого, станут осознанными.

В отличие от технических измерительных эталонов человек создает сенсорные, перцептивные, мнемические - чувственные эталоны и мерки, а метрика технических и живых эталонов одинакова. Достаточно человеку предоставить своему чувственному содержанию меру и число, и тогда она, измеряя собственные движения, намного повышает их точность и производительность.

Основными проявлениями психомоторики есть классы движений и действий человека:
• движения, которые обеспечивают поддержку и изменения поз тела в пространстве;
• состояния и позы нашего тела - это грациозность фигуры, осанка, апломб и устойчивость соблюдения вертикальной линии (от головы до пят), и, наоборот, - напоказ, позер, притворщик т.п.;
• локомоции - движения, связанные с перемещением человеком собственного тела: их особенности проявляются в хождении, беге, прыжках, плавании и т.п.; сюда входят и баллистические движения: томление и схватывания предмета, летящего или перемещается, силовые и ударные движения, метания предметов с установкой на меткость, дальность и т.п.;
• выразительные движения лица, всего тела (мимика и пантомимика) - непосредственные проявления эмоций и чувств, семантические движения - носители смысла, знаков, значения, которые человек передает другим людям, например хореографические движения, движения, имитирующие действия с отсутствующими предметами;
• рабочие движения и действия, которые являются средствами трудовой деятельности и составляют основу профессионального мастерства, обеспечивающих эффективность труда, экономию затрат силы и способствуют совершенной реализации замыслов человека. Количество этих движений и действий почти безгранична: и тех, которые уже известны и усвоены, и тех, которые еще будут найдены.

Вот почему психомоторика человека универсальна - всеобъемлющая и разносторонняя. С ее помощью человек способен решать разнообразные жизненно важные задачи, потому что действительное бытие человека - это его действие, действенность, а не рабская зависимость от обстоятельств.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология спорта | Добавил: manzark (15.07.2012)
Просмотров: 446 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz