Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Психология спорта

Психология спорта - возникновение и развитие

Возникновение и развитие психологии спорта. Первое исследование психологии спорта было посвящено анализу процесса упражнения, направленного на выявление характерных признаков формирования навыков в этой области человеческой деятельности. В 1925 г. выявлено структурные особенности реакций в связи с мышечной работой (ГТ. Рудик, 1925). Прослежено влияние физической культуры на развитие процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, значение этого вида активности в формировании характера человека (А. Нечаев, 1926). Работы профессора 3. Чучмарьова (1929) показали влияние уроков физической культуры на интеллектуальные функции человека и его умения управлять собой. А. Пуни (1929) рассмотрел влияние соревнований на психику спортсмена. Эти работы определили предмет психологии, проблематику и методы научных исследований.
Изучение влияния систематических занятий физическими упражнениями содержало и психологические измерения. Исследовали восприятие, внимание, память, реакции и другие проявления психики в спортивной деятельности (П. Рудик, 1930). Результаты физиологических и биометрических измерений соотносились с течением психических процессов и давали возможность определить характер и степень положительного влияния занятий физическими упражнениями на психическое развитие человека.
Осуществлялись психологические исследования вестибулярной чувствительности в связи с занятиями физическими упражнениями, в том числе при обучении летному делу и в парашютному спорту (В. Стрельцов, Г. Гагаева, А. Черникова и др.., 1938).

В середине 30-х годов XX в. в институтах физической культуры Москвы и Ленинграда вопросы психологии спорта был введен в учебный процесс и разработаны первые программы специального курса "Психология спорта".

В 50-х годах начинается разработка вопросов, связанных с изучением специфических особенностей различных психических процессов у спортсменов. Изучались эмоционально-волевые процессы и их ход у легкоатлетов-бегунов, кинестетические ощущения у фехтовальщиков, восприятие времени у бегунов, значение зрительного и двигательного восприятия гимнастов во время выполнения упражнений, особенности развития мышечно-двигательных представлений в процессе обучения акробатических упражнений, значение тактического мышления в спорте; влияние разминки на результативность действий; особенности запоминания движений во время физических упражнений. Это далеко не полный перечень работ, выполненных психологами спорта в первые послевоенные годы.

Изучение проблем психологических особенностей обучения и тренировки в спорте осуществлялось по двум направлениям: обобщение фактического материала, попытки создания психологической теории и продолжение исследований практически важных аспектов психологии спорта.
До ведущих теоретических разработок относится проблема психомоторных навыков. Здесь прослеживается последовательность в развитии идей о движениях и действиях, высказанных И. Сеченова, о формировании произвольной психомоторной действия. Ученый отмечал, что количество произвольных движений, совершенных руками, ногами, головой и туловищем человека, в действительности сопоставима с количеством возможных движений, обусловленных анатомическим строением скелета и его мышц, оказывается чрезвычайно ограниченной.
Развитие психомоторных действий и движений в современном спорте убедительно доказал возможности создания новых форм психомоторных действий, предоставленных природой человеку и обусловленных анатомическими и физиологическими свойствами ее мышц. Этот прогресс, вероятно, продолжится, опираясь на еще далеко не использованы возможности построения новых движений и действий спортсменов, создание новых результативных "стилей" движений, что позволит полнее реализовать природные возможности человека.

В основу разработки теории психомоторных действий спортсмена было положено и продуктивно использованы следующие утверждения И. Сеченова:
1) все элементарные формы движений рук, ног, головы и туловища, так же, как все комбинированные движения, заучиваются в детстве (ходьба, беганье, речь, движение глаз и др.), становятся подчиненными воле уже после того, как они заученные;
2) чем больше заученно движение, тем легче подчиняется оно воли, и наоборот, в движении неуклюжем воля бессильна перед мышцами (в крайнем случае нет власти воли над мышцами, которым практическая жизнь не дает условий для развития);
3) власть во всех случаях касается только импульс к началу действия и конца, так же как усиление или ослабление движений; сам же движение происходит без какого-либо дальнейшего вмешательства воли, как повторение того, что делалось уже тысячи раз в детстве, когда о вмешательстве свободы в акт не идет
.

Благодаря этим утверждением были определены особенности формирования психомоторных навыков у спортсменов и уточнено само понятие навыки, выявлено значение чувственных и логических компонентов спортивной деятельности, осознание движений в овладении психомоторными навыками, роль слова в формировании навыка в процессе обучения, выделены общие структурные особенности навыков в спорте.

Психологи спорта изучали такие проблемы, как особенности эмоционально-волевых процессов, наблюдаемых у спортсменов во время соревнований: эмоциональные состояния "предстартовой лихорадки". Выделены особенности психологического подготовка спортсмена к соревнованиям. Большое внимание уделено исследованию психологических особенностей отдельных видов спорта. Было обнаружено специфических восприятия, характерные для отдельных видов спортивных движений и действий: "чувство воды" в плавании, "чувство мяча" в футболе, "чувство времени" в беге подобное.

Изучение воспитательного значения спортивной активности, особенностей волевых усилий, осуществленных в условиях преодоления больших трудностей, позволили составить психологическую характеристику таких качеств личности спортсмена, как смелость, решительность, стойкость, выдержка, дисциплинированность, и обосновать средства их воспитания и совершенствования. Определена структура мотивации и относительную "силу мотивов", их регулировочную роль в повышении качества обучения и тренировки.

Осуществлялись поиски возможностей:
• определять состояние спортивной формы по отдельным показателям сенсомоторики в соревнованиях по борьбе;
• изменения точности кинестетических пространственных восприятий в гимнастике как показателя готовности к соревнованиям;
• дифференцирование мышечных усилий спортсменов разных специальностей;
• велосипедистов к формированию специализированных восприятий особенности динамики, ощущения времени у лыжников и гимнастов во время соревнований и способы его формирования;
• определение показателей точности восприятия и представления микроинтервалов времени подобное.

Эти работы дали основания рассматривать состояния сенсомоторики как индикаторы спортивной формы.
Выясняли влияние специфической организации идеомоторики на качество усвоения движений и повышения способности регулирования ними,
основанная на естественной свойства человека по форме мысли выполнять движения с заданными характеристиками. Однако идеомоторная регуляция возможна только после того, как движения и действия будут детально осмыслены и уточнены в самом образе будущего действия. Это позволило определить способы идеомоторной тренировки: средства специальной разминки; аналоговые упражнения, имеющие определенное сходство с основного действия и выборочно уточняют отдельные структуры образа движений; определить ведущие задачи действия, дающие возможности спортсмену осмыслить движения и в мысленном образе добрать необходимые средства для реализации этого намерения.
В 70-х годах начали изучать проблемы личности в спорте. Рекомендовалось выделять для анализа:
• мотивы поведения;
• динамику свободы в обычных условиях и на соревнованиях;
• темперамент;
• структуру характера отношений между потребностями, эмоциональной сферой и целями тренировки и соревнований.

Психические свойства личности, необходимые для конкретного вида спорта, оказываются как обобщенные черты характера. Направленность личности спортсмена тесно связана с особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента.

В этот период активно изучаются также социально-психологические аспекты спортивного коллектива: особенности взаимоотношений в игровом коллективе, его сплоченности, взаимного юношеского спортивного коллектива, средств общения в спортивной деятельности; социально-психологические аспекты индивидуальных видов спорта, особенности структуры малых спортивных групп. Исследуются психологические аспекты игры во время соревнований и тренировок: динамика психических функций в одних случаях идентична для соревнования и тренировки, а в других - имеет разную направленность. Это зависит от взаимоотношений между партнерами и контрдействий между партнерами и соперниками. Было установлено, что в различных условиях деятельности изменяется мотивационная сфера спортсменов.

Главное место в психологии спорта занимает психологическое подготовки спортсмена. Эта проблема изучается со стороны общего психологического подготовке и готовности спортсмена к конкретному соревнования. Общее психологическое подготовки непосредственно вносится в систему тренировки. Практической значимости приобретает изучение адаптации к физическим нагрузкам, психомоторного обучения,
механизмов оценки действий в тактических ситуациях и принятия оперативных решений, проявлений волевых качеств на тренировке и в соревнованиях, динамики творческих процессов в тренировке.

Исследование психических состояний и приемы их регуляции позволили создать основы психорегулирования, аутогенной и психомышечной тренировки, рассматриваемых как средства саморегуляции в тренировке и соревнованиях.
Ведущей задачей психологии спорта является обеспечение формирования личности спортсмена. Воспитание спортсменов сейчас рассматривают как важнейшую составляющую психологического подготовки к соревнованиям.

Актуальной в психологии спорта была и остается проблема развивающего обучения. Решение ее касается двух аспектов психической регуляции движений:
1) разработка способов формирования правильных представлений о движениях собственного тела при выполнении упражнений на основе знаний механизмов регуляции определенных психомоторных действий;
2) психологии обучения сложных и сверхсложных психомоторных действий спортсмена, усвоения движений, которые закономерно будут изобретены в будущем.


Это касается и тех спортивных действий, имеющих уже достаточно устойчивые формы, но могут совершенствоваться за счет улучшения способов выполнения, приемов сенсорного контроля движений и образного их регулирования.

Назрела необходимость теоретически обобщить и осмыслить экспериментальные данные, накопленные в психологии спорта. Важно, чтобы психологическая теория обучения и тренировки выполняла все свои функции в практике психологического подготовки спортсменов и прокладывала ему новые пути в направлении прогресса физического воспитания и спортивной тренировки.




Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология спорта | Добавил: manzark (15.07.2012)
Просмотров: 775 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz