Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 19.04.2024
Главная » Статьи » Психология спорта

Самонаблюдение
Самонаблюдение.
Значение этого метода объясняется существованием единства сознания и его деятельности. Однако между ними нет тождества, равенства, зато внутри этого единства всегда есть разногласия, противоречия.

Самонаблюдение содержит информацию:


• психомоторных образов, которые составляют нераздельное единство с движениями, которые их порождают;
• чувственных, вторичных образов (удается отделить их от движений и сделать предметом сознательного анализа);
• чувственно-интуитивного и дискурсивно-логического отображения содержания движений.


Эти слои отражение собственных движений и действий существуют параллельно, и каждый из них имеет неповторимые особенности и смыслы.

Необходимо отметить и возможность "перевода" содержания движений с одного языка на другой. Так, язык психомоторных образов можно перевести на язык чувственных образов, входящих в содержание умственный образ символов. Можно содержание движений одним языком выразить другой без потери и искажения информации? Понятно, что эти потери неизбежны, их надо учитывать в самонаблюдении.

Рассмотрим истоки потерь и искажения информации от движений. Психомоторные образы глобально во всех мельчайших деталях хранят информацию, "снятую" с выполняемого действия. Она хранится в памяти и при необходимости удаляется единственным способом - повторной действием. В чувственном образе отображаются телесные свойства движений в том количестве, в котором они реально существуют в живом движении.
Образ движений - это слепок, мерка или эталон, схема действия - ее ближайший регулятор.

Обращение к образу вне действия позволяет человеку вносить в чувственную схему действия некоторые коррективы, а в случае необходимости и полностью перестраивать эти схемы. Но потери информации - не в этом процессе, а в свойствах самого образа. Одни свойства движений в образе выделяются, усиливаются, выходят на первые позиции и доминируют, другие из-за иллюзии восприятия видоизменяются и становятся источником заблуждения, а третьи, наоборот, подавляются, не учитываются и остаются вне регуляции движений.

Вот почему одинаковые движения в разных спортсменов могут иметь разные образы и восприниматься по-разному. И когда в исследовании сравнивать данные самонаблюдения спортсменов одной специализации, то они всегда по-разному понимают свои движения, а следовательно и психическую их регуляцию. Избирательность моторных восприятий становится причиной недоразумения спортсменов между собой, когда они обсуждают впечатления от своих действий, споров между тренерами и даже предметом дискуссий.

Для осуществления еще одного преобразования - чувственного содержания на образ, символ (т.е. по схеме действия нарисовать словесный, смысловую картину происходящего) человек должен сделать умственное усилие - назвать то, что вы ввели и дать свойствам движений наименования. В этом процессе потери информации еще больше.

Однако не всем свойствам движений человек дает правильные названия, называет словам признаки отношений, идо состоят в действии. Выразить в понятиях свой опыт, свои переживания - это значит вступить в общение "Я" с "не-Я" собственными движениями, осознать и сделать свой опыт понятным другими, наладить контакты, при которых люди осознают опыт других с помощью языка.

Наблюдение за собственными психическими процессами неразрывно связаны с наблюдениями за внешними проявлениями. Понимание системы движений начинается в одном случае от чувственно-интуитивного отражения ее в сознании к раскрытию содержания психических процессов, которые регулируют, а в другом - от дискурсивно-логических образований, словесного описания, в определенной степени отражает смысл движений, действий, состояний, к раскрытию свойств той самой активности - чувственного их отображения.
Более того, многие науки в исследовании внешнего мира с успехом пользуются данными сознания и самонаблюдения. Например, показатели силы звука, цвета, теплоты, массы предметов является исходной точкой для изучения физических свойств вещей.

Еще большую значимость субъективная оценка телесных свойств движений и действий приобретает в тренировке. В спорте, пожалуй, как ни в какой другой сфере деятельности, способность точно воспринимать, дифференцировать и выделять отдельные свойства движений и действия становится исключительно важной.

Критерием мастерства и залогом успеха в соревнованиях по многим видам спорта является точность движений. Именно данные "внутреннего опыта", результаты самонаблюдения и составляют содержание субъективных метрических эталонов движений. Осознание метричности телесных свойств движений в чувственном отражении позволяет с большой точностью регулировать движения. При этом правильность чувственного образа проверяется практической действием, степенью его физического точности.

Самонаблюдение дает обширную информацию о психических состояниях спортсмена. Каждый из психических состояний объективно определяется условиями, которые влияют на психику и порождаемые его деятельностью (например, состояние усталости, утомления и переутомления и др.).
Во время самонаблюдения нужно использовать объективные мерки, которые дают возможность предоставить утверждению реального содержания. Так, в случае психологической диагностики состояния утомления - это снижение точности движений, нарушение их структуры и расстройство скоординированности, которые становятся объективными критериями этого состояния. Свое состояние усталости и утомления спортсмен выражает иногда в очень ярких и красочных формах. Проверка самонаблюдения практической действием отсекает иллюзии, воображаемые состояния (например, усталости) и заблуждения мысли.

Самонаблюдение чрезвычайно важно для познания спортсменом самого себя с целью самосовершенствования. Способность рационально управлять самим собой в различных, часто непредвиденных ситуациях тренировок и соревнований, в жизни и деятельности - залог успеха. На основании данных самонаблюдения и правильной их оценки спортсмен успешно решает задачи самовоспитания, самообразования и самовыражения. Вот почему метод самонаблюдения - это не только фаза исследования, его момент, но и один из аспектов самосовершенствования наблюдателя.

Попытка проверить достижения самонаблюдения неизбежно переходит в объективное наблюдение, в специально организованный психологический эксперимент.

Категория: Психология спорта | Добавил: manzark (15.07.2012)
Просмотров: 788 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz