Сущность и предмет психологии спорта - Психология спорта - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Воскресенье, 04.12.2016
Главная » Статьи » Психология спорта

Сущность и предмет психологии спорта

Психология спорта занимает ключевое место в учебном процессе подготовки специалистов по спорту. Психология спорта призвана вооружить студентов специальными знаниями психологических аспектов обучения психомоторных навыков, воспитания и развития личности в тренировке и занятиях спортом.
Психология спорта - вид активности человека, который требует от него:
а) выявление максимальных психических напряжений
б) содержание состояния публичного одиночества в особых условиях тренировки и соревнований.


Прикладная направленность психологии спорта предполагает усвоение теоретических знаний об особенностях психики спортсмена в деятельности, умелое применение этих знаний для решения психологических задач спорта.
Знание психологии спорта обеспечивает профессиональное мастерство будущих учителей физической культуры, тренеров по различным видам спорта, организаторов массовой спортивной работы.

Задача изучения психологии спорта:
1) предоставление студентам знаний основных принципов психологии - методологических принципов, представлений о закономерностях психических явлений;
2) обеспечение специальной психологической образования через обогащение знаний студентов представлениями о закономерности и механизмы развития психики в условиях спортивных тренировок и соревнований;
3) формирование у студентов умения применять полученные теоретические знания на практике.

В основу положено представление о психике и сознании спортсмена, который развивается и совершенствуется в обучении и тренировке.
Продуктивное применение в психологии спорта теории отражения и принципа развития психики и психомоторики влияет на разработку способов развития функции органов чувств, формирование образа движений и действий спортсмена. В этой связи освещается проблема "движения и психики", что приобретает актуальность и практической значимости. Проблема возникновения живых движений является одновременно проблемой происхождения чувствительности, ощущений, психики. То есть в этом смысле живое движение человека рассматривают как генетически исходную единицу анализа психической реальности.
Мышление - это свойство мыслящего тела человека, способного отображать и строить траекторию своего движения в пространстве и времени согласно разной по сложности формой другого предмета.
Поэтому задача психологии заключается в тщательном исследовании способа решения (рассуждения, получение вывода действовать так, а не иначе) психомоторного задача человека посредством ее собственных движений мысли, чувств и воображения.
Специфика психологии спорта заключается в том, что она описывает часть человеческой деятельности, единицей которой является движение - главный и почти единственный способ активного отражения и перестройки окружающей среды, в том числе перестройки человеком себя самого. Но живое движение способно отражать и внутреннее содержание человека, недоступный для внешнего наблюдения. Это затрудняет обучение психомоторных навыков, лишает тренера и преподавателя возможности получать информацию о содержании действия и "чувственной ткани" движений, необходимую для педагогической коррекции.
Психология спорта - область науки и система знаний о закономерностях, механизмах и психические явления в деятельности человека в особых условиях.
Механизмами психики является отображение - образование образа действий и проектирования - переработку этого образа в соответствии с потребностью и цели, овеществление способностей человека в форму психомоторных навыков, действий и поступков.
Психомоторика - орган человека, механизм ее действий и условие искусства их выполнения, регулирующего живые движения, действия и поступки. Она - зеркало мышления, чувств и воображения человека: мысля, мы действуем, действуя - мыслим.

Психологические подготовки осуществляется через:
• совершенствование умения владеть собой в напряженных ситуациях - быть самим собой;
• развитие психомоторной мастерства - осуществление себя;
• оптимизацию психической регуляции движений, действий, поступков и поведения - телесную мастерство;
• определение психического состояния и направления развития к вершинам человеческих возможностей - овладение саморегуляцией;
• укрепление состояния публичного одиночества - сохранение своей самодостаточности;
• пользование психомоторными испытаниями, которые способствуют самоконтролю и корректировке самоосуществления.

Предмет психологии спорта, методы ее исследований, психологические основы теории спорта; раскрыто понятие деятельности, психомоторики, системные принципы и деятельным подход к изучению и развитию психических явлений. Определена структура психологической подготовки, развитие психических и психомоторных функций, системы мотивации действия, соревнований.

Проанализированы особенности технической подготовки:
• усвоение знаний, психомоторных умений и навыков, системы регуляторов движений и действий;
• этапов построения движений, а также разрешений и запретов и способов оптимизации обучения, условий, способствующих обучению;
• тактического подготовки и структуры оперативного мышления, антиципации и установки;
• телесного (физического) подготовка как отражение и овладения свойствами движений и моделирования их координации;
• волевого подготовки и развития волевых усилий;
• регуляции психических состояний волевой активности, оперативного покоя и "действенного положения", усталости и утомления;
• чувств спортсмена - познавательных, борьбы во время соревнований, собственной гармонии, движений и действий.

Определены критерии искусства владеть собой, психологические основы психомоторной мастерства, психической регуляции поведения и возможность воспользоваться разработанными автором испытаниями (В. Клименко, 1996), которые помогут определить истинно-психическое состояние и направление дальнейшего развития к вершинам психомоторной мастерства
Специалисты по спорту в практической работе должны использовать определенные методы исследования и психологической диагностики. В пособии рассмотрены методы, раскрывающие внутренний смысл психомоторных действий и психических состояний. Они применяются в практических занятиях по отдельным темам психологии спорта, работах студенческого научного общества и, наконец, с целью самоконтроля во время тренировок.
Осуществляя исследовательские задачи, студенты осваивают способы отображения движений, их проектирование в форме образа, чувства или мысли и осуществление намерения действовать определенным образом.

Выполнения исследовательских задач развивают:
а) способность осмысливать решения психомоторного задачи (вопрос, который решается путем чувственных и умственных вычислений по определенной условием - целью) действия в таких понятиях, как программа движений, образ движений, образ потребного будущего, смысловая и тоническая установки, сенсорная коррекция движений и т.д. ;
б) осознание знаний относительно психического отражения и регулирования собственных действий с высочайшей степенью напряженности и психического состояния публичного одиночества в тренировке и соревнованиях.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология спорта | Добавил: manzark (15.07.2012)
Просмотров: 481 | Теги: Психомоторика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz