Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 28.03.2024
Главная » Статьи » Психология торговли

Продавец и умение устойчивости, концентрированности внимания
В трудовой деятельности и повседневной жизни люди бывают внимательны, невнимательны и рассеяны. Непроизвольное внимание возникает нечаянно, под влиянием особенностей отражаемых предметов и явлений. Непроизвольное внимание позволяет человеку ориентироваться в изменениях окружающей обстановки.

Среди свойств объектов, привлекающих внимание, выделяются: их интенсивность (громкий звук, яркий свет, резкий запах), новизна, движение, прерывистость, т.е. различные формы контраста одних раздражителей в отношении других. Эти свойства (в совокупности или отдельно) обязательно присутствуют в средствах торговой рекламы.

Например, масштабные объявления, ярко освещенные витринные окна (интенсивность раздражителя); периодические изменения витринной экспозиции, выкладки товаров; организация отделов по продаже новых товаров (новизна); манекены, движущиеся газосветные реклама с переменным текстом (движение, прерывистость раздражителя). Все это - для того, чтобы привлечь к рекламному сообщению внимание возможных покупателей.

Но не только контраст является причиной возникновения непроизвольного внимания. ее может быть вызвано соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека. Так, все напоминает о еде (вкусные запахи, вывески предприятий общественного питания и т. д.) невольно привлекает внимание изголодавшегося прохожего.

Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек заставляет себя быть внимательным, для того, чтобы достичь поставленной цели. Произвольное внимание необходима для успешного осуществления любой деятельности, особенно трудовой.
Чем больше объем внимания у продавца, тем легче ему работать. Продавец с недостаточным объемом внимания быстро устает, когда увеличивается интенсивность покупательского потока.

Распределение внимания обеспечивает возможность одновременно осуществлять различные действия, и притом достаточно качественно. Реальные условия деятельности требуют от человека умения распределять внимание. Это умение воспитывается. Неискушенному шоферу трудно следить за показаниями приборов и дорожной обстановкой, что меняется.
Молодой продавец сначала тоже не в силах совмещать наблюдение за покупателями с выполнением необходимых трудовых операций по их обслуживанию.

Распределение внимания становится возможным, когда хотя бы одно из необходимых действий выполняется легко и автоматически. Так, когда у шофера навыки управления машиной достигают автоматизма, все его внимание сосредоточено на дороге. И продавец, овладел приемами обращения с товарами, не отвлекается при их исполнении от беседы с покупателем и способен подробнее отвечать на его вопросы.

Переключение внимания проявляется в скорости, с которой она переходит с одного объекта на другой. В отличие от станочника, чье внимание надолго сосредотачивается на обрабатываемой детали, продавец должен тем быстрее переключать внимание, чем интенсивнее покупательский поток.Способность легко переключать внимание помогает продавцу лучше ориентироваться в обстановке, меняется.
В зависимости от обстоятельств человек может быть внимательной или рассеянной.

Рассеянность - это неспособность управлять своим вниманием.
Рассеянность проявляется, во-первых, как общее ослабление внимания при усталости, эмоциональном напряжении, в состоянии аффекта и, во-вторых, как следствие очень большого концентрированности внимания на одном объекте и стесненности, поэтому, переключиться на другие.
Иногда рассеянность является не временным состоянием, а постоянным свойством личности. В этом случае при выполнении самых разных видов деятельности внимание человека чрезмерно легко и непроизвольно перемещается с объекта на объект, ни на чем не задерживаясь.

Как достичь результатов и с детства развивать нужные умения и способности к устойчивости и концентрированности внимания?

Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, тогда как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач.

Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированной виду его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-нибудь из них. В результате впечатление оказывается расплывчатыми и нечеткими.

Переключение внимания. Способность к переключению внимания имеет очень важное значение в игровой и учебной деятельности ребенка.Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затрудняют тогда, когда нужно, например, от игры перейти к учебному задачи или чтения книги, последовательно выполнить определенные указания взрослого, при решении задачи осуществить разные умственные действия в заданной последовательности. В этих случаях обычно говорят, что такие дети рассеянны. Они сосредоточены или сильно сосредоточены одним действием и не могут быстро переключиться на другое. Это часто наблюдается у детей с инертным, флегматичным типом темперамента.Вместе с тем возможно повышение показателей переключения путем специальной тренировки.

Концентрация внимания. Внимание характеризуется сосредоточенностью на конкретном объекте психической деятельности, имеет определенную интенсивность, а следовательно определенную степень концентрации. Чем сильнее сосредоточение, тем более вследствие отрицательной индукции тормозится действие побочных раздражителей, тем целенаправленной и продуктивной становится сама деятельность.
Концентрация внимания проявляется в том, что внимание поглощается одним объектом. Скажем, увлекшись каким-нибудь делом, мы не видим и не слышим, что вокруг нас происходит (отрицательная индукция).

Классическим примером исключительной сосредоточенности внимания считается трагический случай с Архимедом, который настолько был увлечен решением оборонных проблем, при осаде Сиракуз не позаботился о собственной безопасности и поплатился за это своей жизнью. Известный неординарный случай, когда греческий философ Сократ в беседе со своими учениками погрузился в глубокое сосредоточение на обсуждаемых проблемах. В неподвижности он простоял всю ночь, не воспринимая и не реагируя на окружающих даже тогда, когда стражи, громыхая, ходила мимо.И только с восходом солнца он вышел из этого состояния.

Устойчивость внимания. Устойчивость внимания проявляется в продолжительности и сосредоточенности на объекте. Она характеризуется тем, в течение которого деятельность человека сохраняет свою целеустремленность, а потому является необходимым внутренним условием выполнения задания до конца.

Устойчивость внимания усиливается, когда содержание деятельности вызывает интерес, когда мы то делаем с объектом внимания, постоянно обнаруживаем в нем новые возможности.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлечение внимания объектами, которые не касаются деятельности. Чем менее устойчивое внимание, тем чаще и легче отвлекается она побочными стимулами, вследствие чего снижается эффективность познавательной или производительной деятельности.

С устойчивостью связано также явление, которое именуется колебания внимания. Оно проявляется в том, что сосредоточенность и устойчивость внимания периодически становятся более или менее интенсивными. В естественных условиях колебания внимания прослеживаются, например, когда мы пытаемся воспринимать объекты вдали, в частности самолет на небосклоне, лодка на горизонте в море, человека в степи, они то появляются на короткое время, то снова погружаются в марево неба, моряили равнины степи. За напряженной учебной деятельности возможны пропуски вниманием отдельных элементов лекции или текста книги. Иногда они учащаются и снижают эффективность обучения.
Причины колебания внимания следует искать прежде всего в необходимости восстановления работоспособности истощенных корковых центров и торможение вследствие динамики процессов иррадиации и концентрации отрицательной индукции.

Распределение внимания. Распределение внимания заключается в том, что человек может одновременно удерживать в зоне внимания несколько объектов, выполнять два, а то и три вида деятельности. Например, водитель автомобиля должен одновременно следить за дорожной ситуацией на каждый момент движения (по состоянию собственного автомобиля, встречного и попутного транспорта, поведением пешеходов, дорожными знаками, состоянием дорожного полотна и др.), следить за показаниями приборов (спидометра, приборов контроля за работой двигателя) , управлять маневрами движения автомобиля, координируя действия с рулем и направляя автомобиль, муфтой сцепления, подачей топлива, коробкой перемены передач, тормозами и пр..

Умение распределять внимание производится на практике. Главным условием успешного совмещения деятельностей является достаточное овладение человеком определенными видами деятельности. Успехи значительно возрастают, если выполнение одной или нескольких деятельностей более или менее автоматизировано и не наталкивается на серьезные препятствия.
Однако почти невозможно распределять внимание в пределах одного анализатора: слушать внимательно две речи, слушать и читать.
Объем внимания определяется тем количеством объектов, которую и можно охватить вниманием в ограниченный отрезок времени. Нормативно этот отрезок времени в экспериментах на тахистоскоп равен 0,1 с Человек при этом воспринимает 4-6 объектов, не связанных между собой.

Внимательность как свойство личности. В трудовой деятельности и повседневной жизни люди бывают внимательны, невнимательны и рассеяны Степень внимательности - это устойчивое свойство личности, присущая ей от природы, совершенствуется в течение жизни в довольно ограниченном диапазоне в зависимости от обстоятельств, потребностей и опыта. Внимательный в одной области жизни может быть совсем невнимательный в другой.
Внимательной человека можно назвать, если в ней преобладает произвольное и после произвольное внимание, если она имеет цель, осознает чего хочет.

Рассеянная человек - это тот, кто не умеет сосредоточиться на предмете, не способна проникнуть в суть вещей, во внутренний мир другого.
Большую общественную ценность составляет внимательность как черта характера, которая отражает отношение к людям, их потребностей, интересов, переживаний, запросов. Такая внимательность является основой чуткости и тактичности по отношению к другим людям и должно быть непременным качеством руководителей педагогов, общественных и государственных деятелей.

Одной из важных характеристик внимания является связь внимательности с деятельностью и направленностью личности. На определенном этапе своего развития человек начинает все больше выделять объекты, на которые направляется произвольное внимание. Вырабатывается привычка, углубляется интерес, усиливается мотивация к определенной деятельности. Так складывается профессионализация внимания, что начинает формироваться еще в школе. Например, занятия техническим конструированием побуждает будущего рабочего или инженера присматриваться к машинам, выработать соответствующие свойства внимания.

Есть профессии, в которых свойства внимания имеют чрезвычайно важное значение и обусловливают успехи в работе. Возникает проблема определения индивидуальных свойств внимания в целях профессиональной ориентации, проф отбора, организации обучения. Каждому следует знать свои индивидуальные особенности внимания и учитывать их в повседневной жизни.

Психологические исследования показали, что: максимальная продолжительность одной игры в полугодовой ребенка составляет всего 14 минут, а до шести лет она возрастает до полутора часов. В то же время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут, если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз. устойчивость внимания в сдержанных, уравновешенных детей в 1,5-2 раза выше, чем в легко возбудимых.

Что бы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания - концентрацию, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Внимательный человек - если в нем преобладает произвольная и после произвольное внимание, если она имеет цель и волю, хорошо осознает, чего хочет.

Рассеянный человек - это тот, кто не умеет сосредоточиться на предмете, не способна проникнуть в суть вещей, во внутренний мир другого.

Рассеянная человек занимает промежуточное место по градацией внимания, имеет поверхностную направленность действий, не может сосредоточиться на каком объекте.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология торговли | Добавил: manzark (20.07.2012)
Просмотров: 880 | Теги: рассеянность, Концентрация внимания, Переключение внимания, Произвольное внимание, Устойчивость внимания, распределение, Распределение внимания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz