Детский рисунок - творчество - Психология творчества - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Психология творчества

Детский рисунок - творчество

Детский рисунок как творчество

Изобразительной деятельности ребенка посвящено немало исследований. Однако психологический анализ детского рисунка еще далеко не исчерпан.
Первые произвольные движения ребенка, детского рисунка отображены с помощью карандаша - на бумаге, можно считать началом детского рисунка. Объективно изобразительного момента здесь еще нет. Но на вопрос «что рисуешь или что ты нарисовал?» Ребенок быстро называет кого-либо из близких людей, то животного или какие-либо предметы. Без такого названия нельзя говорить о начале рисунка. Ведь даже в своих простейших формах он должен иметь два непременных моменты: образ и его значение.

Когда появляется относительная правильность, пропорциональность, достаточная степень детализации, а в целом - реалистичная копия, фотография теряет свои типично детские черты. Здесь уже нет нужды называть изображенный предмет. Его легко узнать. Если ребенок и дальше рисует, не имея специального таланта, образы ее творчества остаются почти на одном и том же уровне выполнения.

Элементы изображения
Первые элементы рисунка - это кружочки, больше похожие на запятые. В них дети видят «киска», «машину» и т.д. Затем появляется линия, ломаная хаотично. Рисунок напоминает «броуновское движение» молекул. В это же время ребенок эмоционально «клюет» карандашом бумагу. Появляется также короткая прямая линия, происходит из двух источников: сжатие кружочка к овала, затем к прямой, а также выравнивание кривой линии.
Эти элементы изображения точнее следует назвать полным изображением, когда речь идет о начальных стадиях рисунка. Элементами они оказываются лишь о более сложных изображений. Отдельным кружочками, овал, точкам ребенок дает название определенных предметов, явлений, и это свидетельствует о том, что они играют роль полного рисунка.
Со временем ребенок рисует полукруга как сочетание прямой и дуги. Наконец следует отметить такую странную находку ребенка, как спираль. Она появляется на рисунках не как результат заимствования или копирования. Ребенок сначала не может обвести даже более простые фигуры, а проследить за движением спиральной линии для маленького ребенка почти невозможно. Для этого надо обладать развитым тонким восприятием и абстрагированием. Спираль на детском рисунке образуется в результате попытки изобразить круги непрерывной линией так, чтобы они не накладывались друг на друга. В этом можно видеть еще мало осознанное создание новой для ребенка геометрической формы. Кстати, любая теория подражания, объясняя ранние стадии детского рисования, не может быть принята без оговорок. Предложите маленькому ребенку обвести (проще копирования) на бумаге какой-то рисунок, например схематическое изображение рыбки. Это окажется ребенку не под силу. Более того, она не сможет даже использовать уже усвоенные элементы изображения и хаотично зачеркнет оригинал. Полноценное копирование оказывается сложной и трудной для ребенка действием, результатом развития определенных умений.

Сложные (многоэлементные рисунки)
Обладая элементами образов, ребенок сразу же хочет от творить на рисунке сложный предмет. Если усвоено кружочки и овалы, то все части воспроизводимого предмета будут кружочками и овалами. Рисуя человека, ребенок изображает руки, ноги и туловище круглыми. Подобные же формы будут автомашина, самолет, дом, собака и т.д.
Составление целого из таких элементов еще очень хаотичное. Отдельные детали предмета накладываются друг на друга или же пространственно разобщены, что приводит к нарушению пропорций или самостоятельного размещения элементов

Именно сходство рисунка с самим предметом способствует тому, что ребенок такой же рисунок может называть по-разному, т.е. отыскивает ему все новые и новые значения. Несколько кружочков, которые раньше назывались «человеком», теперь стали «ракетой», «крокодилом» и т. п. Правда, со временем появляется и четкая определенность в самом рисунке. Так, четыре кружочки, помещенные на одной линии, называются чаще колесами автомашины. Изначально рисования до завершения несколько раз может изменяться замысел рисунка. Одно и то же изображение в разное время толкуется ребенком по-разному. Точки, похожие на запятые, сначала были названы стульями, потом - бабушкой, папой, собственным портретом, пароходом.
В рисунок входят новые детали, но в то же время предыдущие детали, элементы, вроде уже усвоены, вдруг забываются. В изображении человека время от времени исчезают глаза, нос, рот, хотя раньше ребенок их рисовала. Маленький автор перестает рисовать тогда, когда для него самого становится ясным предмет изображения. А для этого достаточно незначительных намеков.
Совершенствуя изображение, ребенок не просто меняет название, а отыскивает такую, которая бы наиболее соответствовала предмету изображения. Часто такие наименования - цепь деградации в воплощении замысла. Неудачно нарисован человек называется «страшним», «чужим», затем - «волком», «тигром» или каким-либо неодушевленным предметом - «домиком» и т.д. Мы дальше натыкаемся на тот замечательный факт, что именно фантазия ребенка имеет первостепенное значение в построении и восприятии рисунка.

Детское рисование - игровой вид творчества
Что же такое детский рисунок?
Чтобы ответить на этот вопрос, проведем аналогию между рисованием и игрой.
Рисование является игровым видом творчества, изобразительной модификацией игры со всеми присущими ей чертами: употреблением и переносом в ситуацию, подражательный характер, симпатийной воображением. Ребенок создает мир, в котором она полный обладатель вещей, людей, ситуаций. Однако рисование, бесспорно, выходит за пределы игровых определений.
Если содержанием рисунка есть игра, то его форма - эстетическое освоение действительности. Здесь игровой и эстетический моменты почти полностью сливаются. Ведь сама игра предусматривает перенос. Этой цели служит и эстетическое оформление рисунка. Поэтому перенос здесь углубляется, и ребенок живет в ситуации рисунка как в настоящем мире.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология творчества | Добавил: manzark (02.07.2012)
Просмотров: 805 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz