Поступок и творчество подростка - Психология творчества - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Психология творчества

Поступок и творчество подростка
Формирование поступка

Подростковый возраст можно охарактеризовать как такой период в жизни человека, когда впервые полностью развивается структура поступка, когда его могут совершать ради него самого, если не ставится задача покорить поступок какой-то отдаленной цели.

Основные формы сознания в подростковом возрасте связаны с процессом осуществления поступка и могут быть определены как: ситуативное, поступков, приключенческое, героическое.

Но основной психологический смысл сосредоточено все же на формировании самого поступка, и он, прежде всего, определяет черты подросткового возраста. Подросток сам ищет такую ситуацию, в которой можно было бы совершить поступок, сделать его целью, а не средством. В этом возрасте поступок, сплошь сросшийся со всей психической структурой личности.

На первый взгляд может показаться, будто подростковый возраст проявляется часто - и больше - в своих отрицательных свойствах. Это означает лишь то, что сам психическое развитие происходит запутанными путями, и потому еще более важный научный психологический подход, чтобы обнаружить в подростковых «отрицательных» эксцессах позитивно-поступательное содержание.

Если остановиться на первой стадии познания, может возникнуть убеждение, что подросткам присущи анархизм, упрямство, эгоизм, индивидуализм, переход в мир собственных переживаний, одиночество, лень, грубость, раздражительность и много других отрицательных черт. Подростковый возраст иногда неправильно называют периодом катастроф, отчаяния, безнадежности, истеризма, жестокости, мании разрушения, склонности к преступлениям, самоубийствам и т.д.. Один из известных исследователей подросткового возраста - С. Холл определяет его как период внезапной и резкой смены всех черт личности, как период колебаний и потрясений.

Подросток быстро растет: его фигура становится вытянутой, непропорциональной, иногда - довольно неуклюжей. Если при этом мышцы развиваются не так быстро, как скелет, то характер движений и поведения подростка в целом представляются резкими, несоразмерными, неудобными. В состоянии возбуждения резкость и порывистость движений подростка еще более отличаются. Он часто не осознает, как идя размахивает руками, как чрезмерной жестикуляцией и неестественным напряжением голоса стремится компенсировать его слабую выраженность. На улице, в общественных местах, даже там, где людей немного, подросток все же затрагивает прохожих, иногда сознательно, а иногда - нет. Порой подросток осознает метаморфозы, происходящие в его телесной конструкции, и гордится этим. В такой период развития индивида можно наблюдать переоценку им собственных сил и возможностей.

Для подростков характерно большое стремление к спорту, стремление участвовать в любых соревнованиях, часто импровизированно организованных в кругу небольшого коллектива. И если не уделить внимания развитию пластики движений в этом возрасте, неуклюжесть не исчезает и в дальнейшем.

Телесная дисгармония подростка бы указывает на то, что смысл его деятельности нужно искать в лабиринтах его окружения. Он весь сросшийся со своей ситуацией, так что его сознание приобретает специфический ситуативного характера. А это означает ее направленность на преодоление узких рамок родительской опеки. Вот почему подросток, находясь, по сути, в полной зависимости от родителей, иногда совершает крайнюю акцию независимости - бегство от них. Но такое вызывается экстремальным, неустойчивой ситуацией, и подростки, как правило, возвращаются домой.
С этим связаны особенности преобразования детских игр на игры подростку. Подростки также увлекающихся играми, перевоплощаются, как и дети. Но игры должны теперь ярко выраженную завязку, кульминацию и развязку. В них должен быть значительный элемент соревнования.


В игровом процессе раскрывается своеобразная диалектика. Психическое развитие ребенка достигает такого уровня, когда в игре осуществляется серьезная цель. Это подготовка к тому, чтобы игра постепенно превратилась в реальную деятельность. Но пока и в игре подростков фантазия соединяет мир вымышленный и мир настоящий.

Интерес к детской сказки заменяется страстью к фантастике, которая помогает подростку бы редуцировать реальность и делать ее доступной для восприятия, понимания и возможной практической деятельности.

В своем воображении подросток схематизирует, упрощает действительность. Он ищет необычного, но в этих поисках достигает как раз обратного. Действительно, лежащее перед ним как обыденное, кажется не стоящее большого внимания, скучное, серое. Это объясняется тем, что действительность еще не понято в ее сущности, в частности - ее художественного, научного, технического, общественного значения. Поэтому интерес подростка направлен далеко за пределы личного, и это очень важный возрастной феномен.

Поиски необычного за пределами существующего свидетельствуют о своеобразной подростковое сознание, в этом возрасте человек словно предчувствует: то, что лежит на поверхности, перед глазами, еще не составляет смысла реального, что настоящее, захватывающее находится за пределами существующего. Это захватывающее, интригующее и выступает как своеобразная эмоциональная форма сущности, которую способны выявить подростки. Специальной познавательной цели при этом подростки прямо не ставят. Но окольными путями они неуклонно идут к овладению действительностью в ее разнообразных проявлениях. Приключения заключается в поисках необычного как определенного смысла действительности на этом возрастном уровне развития человека.

Безудержная подростковая фантазия, на первый взгляд, как затрудняет отражение действительности и граничит в раннюю пору подросткового возраста даже с причудливыми выходками. Творческое воображение здесь выступает в форме мало сосредоточенного и произвольного фантазирования: составные части образа берутся совсем обычные, только связь между ними является произвольным и случайным. Такие фантазии - сфера, в которой легко сочетать вещи, на самом деле реально не сочетаются. Подростки проявляют интерес к сказкам, но больше всего легенд, героями которых выступают люди, которые могут действовать по зову сердца.
Другой способ подросткового воспроизведения действительности имеет историческую форму. Это проявляется в интересе к истории, в которой, правда, главное внимание обращается на военно-ситуативное сторону (прежде у мальчиков).
Своеобразной формой отражения действительности следует считать Детская техническое моделирование. Вести настоящий самолет подросток не может, но он может успешно управлять схематической моделью планера, самолета и т.п., приобретая даже некоторого практически полезного опыта. С большим увлечением подростки моделируют известные образцы современной техники, сочетая в этой деятельности игру и обучение.

Интересным феноменом подросткового возраста также коллекционирования. В одном из рассказов изображен мальчик, который собирает тучи. В аналогичных видах деятельности, несомненно, оказывается познавательный интерес человека. Специфика этого интереса заключается в полноте коллекции - прообразе систематизированного знания.
Значительная ситуативность, любознательность, поступки и активность - вопреки утверждению некоторых психологов - создают лишь видимость неустойчивости и разбросанности интересов подростка. Неправильно утверждать, будто подросток удовлетворяет свою любознательность. В подростковом возрасте одни интересы основном выступают в форме непродолжительных, но сильных увлечений, которые оттесняют другие. Конструирование, игра в шахматы, решения математических задач, чтение книг - все это захватывает подростка и делает его в настоящее время «глухим» до всего остального.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология творчества | Добавил: manzark (02.07.2012)
Просмотров: 726 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz