Предметное действие как творчество - Психология творчества - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Психология творчества

Предметное действие как творчество

Творчество человека - от подросткового возраста к шедеврам зрелого гения - это проявление духовных возможностей личности, демонстрация безграничных человеческих качеств. Именно такой подход делает теоретически убедительным и практически необходимым разграничение стереотипного и творческого мышления. Гениальные люди встречаются редко, надо перебрать десятки тысяч посредственных индивидов, пока удастся обнаружить гения.
Предметное действие человека заключается в оперировании предметом. Именно сознание том, что человек реализует себя, превращая и покоряя окружающий предметный мир, вся человеческая жизнь течет в этом взаимоотношении с предметным миром. От простейшей игрушки и к сложным орудиям труда, которые помогают покорять природу, - все это предметы действия, а само действие предметное.
Если бы нам пришлось раскрыть предметное действие зрелого человека, мы поняли необходимость осмыслить такое действие в переплетении с развитыми психическими способностями человека: фантазией, мышлением, идеалами, сознанием и т.д. Однако в жизни человека существует такой период, когда она впервые начинает свою предметную действие, чистую, не осложненную более высокими формами развитой психики.
Первые шаги, которые осуществляет человек в индивидуальной жизни, помогают ему овладеть своим телом и окружающими материальными предметами. Это две стороны одного и того же явления - предметной действия. Изменяя предмет, человек меняется и сама. Предметное действие выполняется и ребенком, когда он разбирает игрушку, ломает ее или строит из кубиков башню, а также взрослым, например каменщиком, когда он кладет стену дома. Но у ребенка предметное действие выступает в «чистом» виде как цель деятельности. Ребенок еще не способен свести ее до степени средства, например к материальной базы поступков акции.
Привязанность кстати кажется абсолютной у ребенка. Она полностью поглощена вещью, тянется к ней, переживает большое недовольство, когда эта вещь исчезает или изменяется. Одновременно для ребенка характерна большая страсть к перемене тяги к предметнам. Страстная увлеченность предметом объясняется тем, что человек еще не знает себя как субъективность. Предметное сознание оказывается единственно возможной формой сознания ребенка в этот период ее развития. Исчезновение предмета на мгновение означает исчезновение самого ребенка, пустоту, ничто. Когда взрослые забирают у ребенка предмет ее увлечения, то они в основном не подозревают, насколько глубоко этим поражают ребенка. Но эта всепоглощающая страсть к предмету еще не является глубоким интересом, и одну вещь в этой предметной сознания легко заменить другой. Такая изменчивость страсти свидетельствует, в частности, об отсутствии недостаточную вовлеченность памяти.
Следующий этап в развитии сознания заключается в том, что ребенка - как свидетельство роста ее опыта - интересует определенный предмет, в результате чего перед ее взором предстает эмоционально окрашенная вещь. Возникает стойкая страсть к игрушки, которая уже не может быть просто заменена другой. Ребенок требует от взрослых именно тот предмет, который уже воспринят ею. Появляется привязанность к миру вещей. Такие «немотивированную» тягу к нему взрослые считают капризами. Но оно становится первым эмоциональным определением человеком качества предмета. И впоследствии ребенок выделяет в этом предмете его ведущие свойства.
На последнем этапе предметного сознания исчезает капризы. Определенный предмет как таковой уже меньше интересует ребенка. Она обращает больше внимания на соотношение между предметами и начинает классифицировать их как орудия и предметы, на которые направлено действие. Но эти два класса предметов легко меняются местами: что было орудием, становится предметом воздействия и наоборот. Ребенок осознает соотношение между вещами, узнает об их функциональную лабильность. С переходом отдельного предмета в орудие действия он становится вспомогательным, нецелевым предметом. Человеку открываются, соотносятся свойства вещей, которые проявляются при воздействии одного предмета на другой. Так исчезает абсолютность предметного сознания.
Естественно, что прежде тело ребенка выступает орудием действия, но таким, которое имеет чувствительность. Вместе тело ребенка является одним из предметов влияния, причем наиболее приближенным к собственным органам чувств. Ребенок рассматривает свои пальцы, руки, ноги, засовывает их в рот и достает определенные осязательные ощущения - зародыш самосознания. С развитием ее заканчивается своеобразный этап предметного действия, которое подчиняется более высоким целям и служит материальной базой для реализации стремлений.
Отечественные психологи подробно изучили психологию предметной действия, отнеся начало ее формирования до первого года жизни человека. Было установлено и такой период развития, когда предметной действия еще нет. Это - появление активного бодрствования и сенсорной активности. Зародыши предметной действия можно обнаружить в этапе преддействий.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология творчества | Добавил: manzark (02.07.2012)
Просмотров: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz