Психология предметного действия и творчество - Психология творчества - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Психология творчества

Психология предметного действия и творчество

Психологи подробно изучили психологию предметного действия, отнеся начало ее формирования до первого года жизни человека. Было установлено и такой период развития, когда предметной действия еще нет. Это - появление активного бодрствования и сенсорной активности. Зародыши предметной действия можно обнаружить в этапе переддействий.

Переддейстия период
Этот период психического развития начинается около двух с половиной месяцев. Ребенок переходит от непроизвольны к произвольным действиям. их содержание небогат. Ребенок ощупывает и рассматривает свои руки, повторно размахивает рукой еще без контроля глаза с этим движением. Возникают первые попытки протянуть руки к объекту.
В этот период ребенок начинает удерживать вложенный ей в руку предмет, вступая с ним в длительный контакт. Возникает контроль глаза с произвольными движениями рук, направленных к объекту.
Появляется комплексное - зрительное, слуховое и осязательное - восприятие предмета. Ребенок начинает относить к одному и тому же объекту восприняты качества. В это время впервые сочетаются сенсорная и моторная стороны восприятия. Исходя из этой основной признаки, данный период можно назвать этапом переддий или сенсомоторной единства.
В общей и детской психологии отличают простое движение от действия, всегда имеет целью изменение объекта, на который оно направлено. Это изменение может быть простым перемещением предмета, изменением его положения и т.д. Действие может иметь тот же результат на основе различных движений ребенка, скажем, вплоть до замены движений руки движениями ног. Весь процесс действия выражает эмоциональное отношение ребенка к цели действия или ее результата. Целенаправленное действие предполагает как реакцию выбора (например одной из двух игр), так и предоставление длительного предпочтения какой-либо игрушке, а еще до этого-быструю смену плохого настроения на хороший на основе операции с определенным предметом. Хотя действие ребенка иногда производит впечатление сознательного, она не является. Ребенок осознает основном предметы, на которые направлено диио и в меньшей степени, сами предметные действия.
В начале этого этапа выпускается из рук один предмет (один из двух, висящие перед глазами ребенка, лежит на спине), а затем ребенок берет другой. Этому предшествует повторное хватание одного и того же предмета. В последний период этого этапа ребенок начинает объединять в одном несложном действии два предмета одновременно, например взаимное постукивание погремушками, которые держит в своих руках.
Другое манипулирования двумя предметами, требующее специальных движений (например вложение шарики в миску) становится характерным для следующего этапа. Этот же этап имеет следующие особенности: а) появление одновременного сосредоточения различных анализаторов при выполняемого движения, б) элементарный выбор направления движения, в) склонность к многократного воспроизведения результатов, г) узнавание объекта действия.
В этот период ребенок осваивает простейшие свойства предметного мира: предмет можно приводить в движение, приближать его или отдалять от себя. Он исчезает, если выпустить его из руки, он звенит, если ударить по нему. Чтобы пережить эти эффекты, ребенок вновь и вновь повторяет свои действия, восхищаясь не столько самим движением, сколько его результатом. Если подменить легкую шарик тяжелой, ребенок перестанет ее толкать. До повторения действия ребенка приводит представление результата ее. В действие включается память. С ее помощью возникают представления о свойствах объекта, которые теперь непосредственно не воспринимаются. Предмет становится для ребенка комплексом постоянных свойств, которые проявляются не каждый раз. Если они в данный момент не ощущаются, ребенок может сразу же вызвать их своему действию. Характерным для этого этапа является ожидание ребенком появления тех или иных свойств. Психика обогащается памятью о восприняты в прошлом предметы, а также представлением о будущем результате действия. Впервые переживается в самой простой форме прошлое и будущее.

Соотношение действий
Далее в развитии предметной действия наступает такой этап, когда ребенок начинает активно манипулировать двумя предметами одновременно. Она уже не только поднимает предмет к своему телу, ощупывая и облизывая его, а отдаляет его от себя, одновременно приближая его к другому предмету, чтобы как их соотнести между собой по величине, форме, положению. Это - этап соотносительной действия. В ней впервые начинают отличаться функции обеих рук. Одна из них становится ведущей, шша помогает ему, поднимая или поддерживая предмет. Принимая предмет, ребенок поддерживает его большим пальцем. Указательный палец приобретает самостоятельную ощупательную функции. Это можно заметить, наблюдая за страстью ребенка до дырочек и вищербинок, которые она разыскивает вокруг себя и продолжалось их ощупывает указательным пальцем. Ребенок не только действует с теми предметами, которые она держит в руках, но и активно тянется к другим предметам, чтобы сделать с ними определенное действие.
Исходя из особенностей самих предметов, ребенок начинает совершать простые двухактные действия. Теперь у нее появляется цель, для достижения которой нужно больше времени и длительного сосредоточения. Теперь ребенок может, несмотря на другие игрушки и обходя препятствия на пути, добраться до нового предмета, который находится на определенном расстоянии.
На этом этапе развития предметной действия особое значение приобретает речь взрослых, которым сопровождается показ тех или иных действий. Еще мало понятна, речь привлекает внимание ребенка к той действия, которое показывает взрослый человек. Это облегчает восприятие самого действия и его воспроизведения.

Функциональное действие
Если раньше ребенок выполняемые »одним показанным ему способом и на одних и тех же пред
целях, то теперь она стремится воспроизвести ее на всех возможных предметах, делая обобщения и превращая конкретные свойства знакомых предметов на постоянные функции всех похожих предметов. Наступает этап функционального действия. Так, ребенок втыкает все палочковидные во все дырявое и т. д. Иногда все знакомые действия синтезируются в своеобразную длительную игру, суть которой заключается в изменении положения и формы предметов. Так, например, ребенок бросает подряд мяч, бумага, платок, чашечку, ставит в ряд все предметы, комбинирует в одной и той же действия различные объекты, которые ранее никогда не использовались ею в таком сочетании. В действиях ребенка появляется практическое обобщение как подготовительный степень обобщения в слове.
Возникают подражательные действия с предметами обихода и игрушками. В этих действиях - вытирание платочком, кормление куклы и т.д.-ребенок использует предметы в их специфическом назначении, а не только со стороны их физических особенностей, как это было раньше.

Выделяя функцию предмета, ребенок обобщает его значение и использует такое же действие к другим похожим, но не одинаковых предметов. Эту особенность следует считать основной для данного этапа развития предметной действия. Вот почему этот этап и называется этапом появления функционального действия. Теперь ребенок не только воспроизводит, но и сопоставляет предметы по их функцией. Возникают сложные процессы мышления.

Психологический анализ предметного действия показывает, что ребенок в течение первого года жизни является маленьким исследователем некоторых простых и наиболее общих физических свойств предметов. Наряду с этим направлением развития отношение к предметному миру у ребенка развивается символическая деятельность интеллекта, которая пренебрегает реальными особенностями предметов и сводит их лишь к роли абстрактно-материальной опоры. То, чем становится теперь предмет для ребенка, зависит не от его реальных физических свойств, а от того значения, которое придает этому предмету сам ребенок. Введение предмета в игровое действие означает собственно и конец самой предметной действия. Мнимо-реальный мир в этой игре доминирует над миром предметно-реальным, а творческое воображение, которое развивается в игре, становится основой развития творческого отношения к миру.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология творчества | Добавил: manzark (02.07.2012)
Просмотров: 220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz