Аудитория для тренинга - Тренинг - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Тренинг

Аудитория для тренинга
Общие характеристики — это особенности поведения и восприятия членов группы в течение обучения, обусловленные умственно-физиологической активностью среднестатистического человека в течение дня. Экспериментально были выявлены следующие закономерности восприятия:
Лучше всего память работает между 8—12 часами утра и после 21 часа вечера, хуже всего — сразу после обеда. Таким образом, теоретический блок должен находиться в первой половине дня. После обеда эффективно использование подвижных (в разумных пределах), командных, групповых заданий.
Память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% — из того, что он видит, и 10% — из того, что он слышит. Соответственно, лучший способ обучения — собственный опыт, поэтому планируйте обучение таким образом, чтобы 70% информации участники получали, «переживая» ситуации.

Слишком значительный объем предоставляемой информации сбивает с толку и препятствует ее переработке. Для того чтобы поддерживать постоянный интерес участников, необходимо составлять программу, чередуя в одном и том же блоке простое и сложное, рациональное и эмоциональное, известное и неизвестное.

■ Чем большей властью обладает человек, тем меньше он стремится к дружеским контактам. Поэтому не стоит использовать в тренингах с топ менеджерами игры и задания, основанные на тесном эмоциональном контакте участников.

Прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные. Используйте эту закономерность следующим образом. Если необходимо закрепить знания, полученные в теоретическом блоке, дайте какое-либо задание, предполагающее групповую активность (лучше всего, если это будут мини-группы по 2—4 человека) и содержащее возможности для использования только что полученной участниками информации. После того как все команды будут готовы защищать проекты, сделайте перерыв.
Лучше всего запоминается последняя часть информации, не сколько хуже — первая, тогда как средняя чаще всего забывается. Заканчивая мероприятия, обязательно соберите обратную связь — в письменном или устном виде, подведите итоги дня, проговорите основные выводы, поблагодарите участников за активность.
Необходимо учитывать и мотивацию участников тренинга, в соответствии с которой тренер должен выстраивать свое поведение. Они могут быть:
Положительно мотивированы (были на тренингах раньше, им чрезвычайно интересно обучаться, тренинг для них — бонус от руководства и т. д.). Поощряйте активность таких участников, благодарите за активность, предоставляйте возможность сформулировать вывод по итогам упражнения, тренинга.
Отрицательно мотивированы (неинтересна тема, имеется стереотип «тренинги ничего не дают», был негативный опыт участия в тренингах и т. д.). Такие участники всегда оказывают сопротивление. Сопротивление — манера поведения, посредством которой участники стремятся продемонстрировать свое нежелание обучаться. Существует несколько видов сопротивления: 1. Сопротивление облучению вообще («Я и так все знаю!»). Такие участники критично относятся к каждому слову тренера, любят приводить примеры, идущие вразрез с общей концепцией тренинга. 2. Сопротивление тренеру (не понравился тренер — слишком молодой/старый, неприятный голос, внешний вид, напоминает кого-то и т. д.). 3. Сопротивление одного или нескольких участников другим участникам группы. Практические рекомендации о том, как справиться с сопротивлениями участников, вы найдете в параграфе «Типичные виды группового сопротивления».

Нейтрально ориентированные на обучение (не знают, что ожидать, не комфортно чувствуют себя в незнакомом помещении или с незнакомыми людьми). Рекомендации для такого случая просты — четко отработайте подготовку и начало тренинга: 15-минутый приветственный кофе-брейк даст возможность участникам освоиться в помещении; интересное упражнение на знакомство, работу в команде позволит нивелировать дискомфорт, связанный с необходимостью работать с незнакомыми (малознакомыми) людьми, а проработка ожиданий от тренинга — мотивировать на активное участие. Варианты упражнений вы сможете найти в разделах «Начало тренинга», «Основная часть».
Под частными характеристиками подразумеваются специфические особенности участников группы, которые необходимо учитывать при составлении программы обучения.
Возраст участников. Возраст участников самых эффективно работающих групп — 20—35 лет. Среди участников до 20 и после 35 лет чаще всего можно встретить людей, которые «и так все знают». Тренер должен быть готов к сопротивлению таких участников и навыками уметь противодействовать различным видам сопротивлений.
Пол участников. В идеале, конечно, группа сбалансирована и имеет представителей обоих полов. Групповая динамика таких групп выше, чем в моногендерных. Динамика работы будет также высокой, если в моногендерной группе тренер противоположного пола. Женщины, как правило, не сопротивляются тренеру-женщине, но в то же время проявляют невысокую активность. Мужская группа практически всегда будет оказывать сопротивление тренеру-мужчине — «пробовать его на зуб», но если тренер сможет подтвердить свой статус лидера, активность участников будет высокой.

■ Статус участников. Разумеется, формировать группу, где подчиненный сидит рядом с начальником, — простой способ свести эффективность тренинга к нулю. Участники должны быть приблизительно одного статуса (допускается разница в одну-две ступени).
Специфика работы. Источники стресса у операционистки в call-центре и менеджера по продажам различны, поэтому программы и методики на тренинге по стрессменеджменту также необходимо формировать с учетом этого фактора.
Степень компетенции. Новички, имеющие небольшой опыт, и опытные сотрудники должны формироваться в аутентичные группы. Это облегчит задачу не только тренеру, но и самим участникам: все будут разговаривать на одном языке. Однако если в ходе тренинга окажется, что в группе один или несколько человек имеют внушительный опыт, следует воспринимать это как плюс: их опыт может быть использован при обсуждениях, в деловых играх им можно доверить роль экспертов, в упражнениях назначить контролерами. Сопротивление участников группы можно преодолеть, если привести следующую красивую притчу, передающуюся от тренера к тренеру.


Притча про ходжу.
Однажды ходжа, взойдя на кафедру для проповеди, сказал: «Верующие, знаете ли вы, что я хочу вам сказать?» Ему ответили: «Нет, не знаем». Тогда ходжа сказал: «Раз вы не знаете, так что мне вам и говорить». С этими словами он сошел с кафедры и пошел своей дорогой. Когда в следующий он снова взошел на кафедру и предложил тот же вопрос, община ему ответила: «Знаем». — «Ну, коли вы знаете, значит, мне нет надобности и говорить». Так сказал ходжа и опять удалился.
Община, пораженная, решила, если ходжа взойдет еще раз на кафедру, ответить: «Одни из нас знают, а другие нет». Поднявшись как-то опять на кафедру, ходжа, по обыкновению, обратился к народу со своим вопросом. Ему ответили: «Одни из нас знают, другие нет».
Ходжа, сохраняя на лице серьезность, воскликнул: «Великолепно! Пусть тогда те из вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают».
Сухой остаток: я не собираюсь ничему вас учить, вы и так все прекрасно знаете. Мы собрали вас из разных регионов именно для того, чтобы проанализировать и поделиться опытом и вывести лучшие схемы и правила эффективного обслуживания клиентов.

Тренинг — это активная форма обучения. И его успех, как и любого взаимодействия, во многом зависит от того, насколько участники были активны и заинтересованы.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Тренинг | Добавил: manzark (01.08.2012)
Просмотров: 358 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz