Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 28.03.2024
Главная » Статьи » Тренинг

Тренинг - как создать и провести.
Как создать и провести тренинг?

Для того чтобы начать готовить то или иное мероприятие, необходимо очень четко определить его цели или то, что вы и ваш заказчик хотите получить как результат его проведения. Обеспечить себе успех заранее возможно, только если тщательно планировать свои действия. Тем самым вы сможете избежать всевозможных неприятных сюрпризов и минимизировать неожиданности, которые могут вам помешать. Если же вы продумываете порядок необходимых действий, то вовремя сможете определить, какие ресурсы (материальные, временные и пр.) и в каком количестве вам понадобятся на том или ином этапе подготовки и проведения тренинга: что более значимо, а от чего, может быть, вообще стоит отказаться.

Существует несколько факторов, которые нужно учитывать при планировании:
■ тренер (пол, возраст, имидж, опыт работы тренером, стиль обучения) и место проведения (степень комфортности помещения для участников);
■ аудитория (возраст, пол, статус, опыт участия в тренингах, количество участников);
■ предмет (цель и содержание обучения) и временные рамки (тайм-менеджмент тренинга).

Тренер

Любой вид деятельности, любая профессия предъявляют конкретные требования к человеку. Его свойства, индивидуальные особенности в значительной степени определяют успешность выполняемой им деятельности, а отсутствие тех или иных качеств, как правило, становится преградой для овладения той или иной профессией. Эти требования обусловлены рядом особенностей самой профессиональной деятельности. Необходимо всегда помнить, что взаимодействующие люди по отношению друг к другу всегда выступают в разных ролях (учитель-ученик, руководитель-подчиненный и т. д.), и непременным условием превращения преподавателя в субъекта познания для обучаемых является деятельность, включаясь в которую тренер оказывается связанным с группой участников множеством определенных отношений. Формирующийся у обучаемых образ тренера и представления о нем как о личности служат целям регуляции педагогической деятельности на тренинге и поведения обучаемых в тренинговой среде.
В связи с этим актуальной становится одна из важных, на мой взгляд, тем - восприятие и интерпретация аудиторией тренера. Сюда относится рассмотрение таких аспектов, как формирование представления о тренере, невербальные компоненты общения и самоанализ и создание гармоничного образа преподавателя.

Основными процессами, посредством которых каждый участник тренинга принимает и перерабатывает информацию, поступающую от тренера, являются:
1) ощущения (комфорт/дискомфорт);
2) восприятие (нравится/не нравится);
3) представление (интересно/неинтересно);
4) мышление (логично/нелогично).

Первые ощущения и восприятие формируются из невербальных компонентов общения в первые несколько секунд знакомства. О значимости восприятия невербальных компонентов общения свидетельствует тот факт, что если общее число всех элементов внешнего облика принять за 100 %, то на восприятие физического облика (рост, глаза, лицо, волосы, телосложение) приходится 82,5%, на экспрессию (мимика, жесты, поза, речь) - 14,0%, а на оформление внешности (прическа, одежда, обувь, косметика) - 3,5%. Отражение этих компонентов в облике и поведении друг друга участниками деятельности включает два взаимосвязанных момента: во-первых, непосредственное различение и опознание их среди других компонентов облика и в общей картине поведения и, во-вторых, интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах-сигналах и имеет отношение к решаемой задаче.
Необходимо иметь в виду еще одну закономерность визуального восприятия в процессе начала общения. В психологической литературе существуют данные о том, что внимание по отношению к различным зонам зрительного пространства субъекта, измеренное количеством фиксаций взгляда, распределено нерав-номерно. На левую верхнюю четверть поля зрения приходится 45,5% фиксаций взгляда, на верхнюю правую - 29,0%, на нижнюю правую- 14,0%, на нижнюю левую- 11,5%. 61,0% внимания человек оказывает информации, помещенной в верхней половине листа, и 39,0% - в нижней половине. Отсюда становится понятно, почему верхняя часть тела, в особенности лицо, более информативно в процессе невербального общения.
Выражение лица тренера - первая информация для аудитории. Успешность опознания мимики выше в том случае, когда вербальное и невербальное поведение согласованы. Поданным научных психологических исследований (Бодалев А. А., 1982; Попов С. А., 2002; Трусов В. П., 1982), истолкование мимики в соответствий со смыслом слов происходит в 49% случаев. Таким образом, неадекватное речевое поведение снижает успешность опознания, а адекватное повышает его. Что это значит для выступающего? Фраза «Я рад приветствовать вас сегодня», произнесенная с хмурым или равнодушным выражением лица, неизменно вызовет сопротивление слушателей, что совершенно нежелательно в самом начале тренинга.
Лицо представляет собой самое доступное и информативное средство дополнения и уточнения содержательной стороны сообщений, передаваемых с помощью речи.
Тренировка мимики - неотъемлемая часть подготовки к выступлению. Для этого необходимо встать перед зеркалом и просто покривляться. Изобразите последовательно:
■ радость;
■ удивление;
■ заинтересованность;
■ сомнение;
■ загадочность;
■ иронию;
■ возмущение;
■ злость;
■ грусть;
■ игривость.
Посмотрите внимательно и запомните движения мышц лица, задействованные для выражения того или иного чувства.
С точки зрения пространственно-временных характеристик вербальный и невербальный языки различаются тем, что первый имеет линейную временную последовательность, а второй представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И наконец, вербальный язык - это вокально-звуковое явление, в то время как невербальный состоит из разнообразных движений.
В основу выделения подструктур невербального общения положены главные характеристики невербальных средств (движение, пространство и время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная.

1. Оптическая (оптико-кинестетическая) система невербальных средств включает в себя следующие компоненты:
а) кинестетику (выразительные движения тела, позы, жесты, мимика, походка, физиогномика);
б) авербальные действия (стук, скрип, грохот). Бывает, что в непосредственной близости тренинговой аудитории проходят ремонтные, строительные и другие работы, вызывающие по сторонние шумы, отвлекающие внимание аудитории. С этим легко можно справиться, если владеть искусством «утилизации». Два основных правила «утилизации» таковы: нельзя оставлять без внимания посторонние шумы, отвлекающие внимание, необходимо реагировать сразу. Так, однажды мне выпал случай проводить презентацию в непосредственной близости от аэродрома. Каждые 20 минут взлетал очередной самолет с характерным ревом, что делало невозможным продолжение презентации в течение нескольких минут. Мной была предложена следующая схема занятия: время взлета самолета отдавалось ознакомлению с материалами или подготовке задания.
Следующие 20 минут были посвящены ответам на вопросы, пояснениям или проработке заданий;
в) контакт глаз (направление взгляда, выражение глаз, частота визуального контакта). Взгляд выступающего должен быть направлен в глаза слушателя, его продолжительность не может превышать более 5 секунд. Держать контакт глазами с аудиторией необходимо постоянно - секторами или поочередно с каждым участником.

2. Акустическая система невербальных средств:
а) паралингвистика (характеристики голоса: темп, тембр, громкость, высота). Нет ничего хуже монотонности. Меняйте темп речи и громкость: привлекайте, акцентируйте внимание.
Выделяйте голосом ключевые моменты;
б) экстралингвистика (паузы, кашель). Используйте паузы для привлечения внимания, выказывания неодобрения, подчеркивания значимости информации. Кашель может появиться как следствие очень сухого воздуха в помещении, простудных заболеваний. Избегайте кофе и сигарет перед выступлением. Горячее питье, минеральную воду и леденцы необходимо всегда иметь под рукой.

3. Тактильная система, или таксика, подразумевает физический контакт общающихся: рукопожатие между мужчинами, приветственное прикосновение к руке женщины - действия, подтверждающие расположенность тренера к слушателям.

4. Ольфакторная система, или система запахов, включает в себя запахи тела, косметики, запах в помещении и пр. Применение терпких запахов и нежелание пользоваться парфюмом - две крайности, избегать которые необходимо. Очень внимательно относитесь к запахам в помещении (недопустимы запахи лакокрасочных изделий, табака, неприятные запахи). Кроме того, следует учитывать близость мест общепита от конференц-зала (бывает, что на одном этаже, очень близко друг от друга, могут находиться конференц-зал и ресторан) - это чревато постоянным отвлечением аудитории на запахи и звуки. Старайтесь избегать проведения мероприятий в таких местах.

5. Пространственно-временная система невербальных средств:
а) Проксемика. Ее составляют личностная зона, или персональное пространство, дистанция, взаимное расположение общающихся в пространстве. Идеально, если участники располагаются кругом или полукругом, при этом не важно - со столами или без. Однако если численность группы более 20 человек, то работа в помещении с расставленными столами, конечно, будет снижать эффективность общения с каждым из участников. В этом случае тренеру необходимо часто ходить между рядами, перемещаться по аудитории;
б) Временные характеристики общения (частота взгляда, частота смены движений и пр.). Движения и жестикуляция тренера должны соответствовать созданному им образу, содержанию речи, уровню социального интеллекта аудитории.

Общие правила: ноги должны располагаться параллельно друг другу, на расстоянии 20-30 см, руки вдоль туловища или на поверхности: ни в коем случае не сцеплены, не скрещены, не в кармане, не спрятаны за спину или под стол, спина прямая, подбородок параллелен полу.
Восприятие и интерпретация компонентов вышеперечисленных систем ложатся в основу формирования образа другого человека (тренера участниками и участниками друг друга), который основывается на первом общем впечатлении. Кроме того, всегда необходимо учитывать влияние половых различий на адекватность понимания невербального поведения. Эту особенность можно охарактеризовать на примере восприятия экспрессии лица. Установлено, что женщины превосходят мужчин в точности понимания эмоциональных выражений. Они обладают более открытым невербальным поведением и более чувствительны к сигналам такого рода, за счет чего намного точнее, чем мужчины, распознают формы и виды экспрессии. Женщины более точно реагируют на выражения боли, тревоги, страдания. Например, женщины склонны видеть в воспринимаемых лицах возмущение и обиду, а мужчины - решительность. В моей практике самые эффективные тренинги проводились двумя тренерами одновременно - мужчиной и женщиной: их согласованные между собой действия делали процесс обучения очень гармоничным. Существует мнение, что одежда оратора должна привлекать меньше внимания, чем выступление. Это верно, однако всегда необходимо помнить, что прическа, стиль и цвет одежды публичного человека дают миру сигнал о том, что собой представляет выступающий. Поэтому знание реакции слушателей на тот или иной стиль и цвет одежды и аксессуаров дает возможность использовать ее как дополнительный способ влияния на аудиторию. Казалось бы, самым беспроигрышным вариантом является сочетание черного и белого цветов в одежде и минимум аксессуаров - это всегда производит впечатление строгого и серьезного человека. Да, производит - на совещаниях, собеседовании, экзамене, а также, хочу подчеркнуть, на тренингах - с менеджерами среднего и топ-уровней, с аудиторией, возраст участников которой выше 35 лет. Другие слушатели, напротив, могут проявить сопротивление на черно-белый вариант, а также на женский галстук, на короткий или чересчур длинный мужской.
Излишнюю строгость черного костюма можно «смягчить» синей или голубой рубашкой для мужчин и розовой, стальной, сиреневой блузкой для женщин. Такое сочетание производит впечатление доброжелательности и действует успокаивающе на слушателей. Особенно хорошо оно подходит для выступлений перед слушателями 18-25 лет. К примеру, продавцы, с которыми мне доводилось проводить тренинги по продажам, в ответ на строгое сочетание в моей одежде черного и белого, да и вообще на строгий костюм становились закрытыми и отчужденными. Зато сочетание голубых джинсов классического покроя и белой блузки или светлой кофты очень подходили для работы с данной аудиторией.
Если же цель тренера - произвести впечатление именно собственной персоной, чтобы запомниться участникам, этому в большей мере будет способствовать светлый - белый, песочный костюм с черными или шоколадными рубашкой или блузой. Однако такие сочетания, как бежевый костюм и голубая рубашка, а также белый в сочетании с голубым, сиреневым, розовым (например, голубые джинсы и розовая блузка/рубашка) неизменно вызовут «сопротивление» группы - неосознанную реакцию на сочетание холодных оттенков.
Очень вызывающе и эффектно действует сочетание белого костюма и красной или оранжевой блузки/рубашки. Красный и оранжевые - яркие, запоминающиеся цвета (ассоциируемые с огнем, который во всех культурах является символом движения и изменений) - цвета «революционные», поэтому группа воспримет тренера, отдававшего им предпочтение, как новатора, идейного вдохновителя.

Будьте готовы к тому, что присутствие красного или оранжевого (кроме ярко-красных или оранжевых ногтей, что недопустимо) в любом сочетании (например, черный пиджак и красный галстук, или красно-оранжевый шейный платок) может вызвать сопротивление формального или неформального лидеров группы, однако если вы сможете проявить себя как безупречный профессионал, то добьетесь безусловного доверия слушателей.
Серый цвет - цвет переговорщиков - в сочетании с белыми, насыщенно-изумрудными, розовыми, стальными рубашками или блузками подходит для тех случаев, когда за короткий период времени вам необходимо предоставить большой объем информации.

Также очень важно учитывать фактуру ткани. Например, эмоционально «располагающими» тканями являются бархат, велюр, замша (например, черный замшевый пиджак или что-либо из бархата цвета бордо). Эмоционально «отталкивают» вельвет, шелк. Ткани с рисунком, а также комбинированные ткани оказывают определенное влияние на целостное восприятие выступающего. «Клетка» и «полоска» более подходят для занятий, теоретическая часть которых составляет не менее 50% общего времени. Яркие крупные и очень мелкие рисунки могут «цеплять» сознание слушателей, в связи с чем тренеру необходимо будет постоянно «возвращать» участников в состояние «здесь и сейчас». Правда, есть простой способ, как можно с помощью аксессуаров - часов, браслета или крупного кулона - привести слушателей в то или иное состояние. Так, предлагая участникам какой-либо вид умственной активности, обращаясь к ним со словами «подумайте», «представьте», «вспомните», прикасайтесь к кулону или браслету. В результате, если вы просто прикоснетесь к этим аксессуарам в пятый раз, вербально призывать аудиторию к размышлению уже не будет необходимости. Активизировать действия участников также можно, держа в руках часы на манер секундомера.

Если тренинг многодневный и вам необходимо расположить слушателей, то это можно сделать, убирая каждый день одну официальную часть в своей одежде. Например, начав тренинг в строгом костюме, на следующий день можно прийти без галстука, на третий - в строгом джемпере или пуловере и т. д. Помните правило: чем официальнее одежда, тем теплее оттенки; а вот в сочетании цветов одежды более свободного стиля должен присутствовать холодный оттенок или неординарное сочетание (например, темно-серый и насыщенно синий, оранжевый) - так вы сможете продемонстрировать слушателям минимальную, но дистанцию.

Есть еще одно правило: любой человек, зашедший в аудиторию, должен безошибочно определить, кто здесь ведущий (тренер, преподаватель, выступающий). В ситуациях, когда аудитория и преподаватель одного возраста или все как один в костюмах, можно дистанцироваться, прикрепив строгую брошь (женщинам), значок Компании или цветной бейдж.

Кроме того, даже цвет лица - слишком бледный или очень загорелый - вызывает неоднозначную реакцию аудитории. Бледность вызывает ассоциацию с болезнями, недомоганиями и изнеможением, сильный загар - с праздным времяпрепровождением. Правило «золотой середины» - ключ к созданию гармоничного образа - можно применить и здесь: хорошо, если цвет лица на тон или полтона темнее естественного, это позволит тренеру выглядеть всегда свежим.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что, как бы ни был профессионален тренер, первые 30 минут тренинга настраивают группу на весь тренинг-день. И насколько образ выступающего соответствует теме выступления, гармоничен с манерой подавать материал, с содержанием самого материала, настолько участники позитивно воспримут и самого тренера, и представляемый им материал.

Не забудьте уделить внимание следующим мелочам, которые могут определить все:
Аккуратный внешний вид: неопрятность, в первую очередь неопрятная голова, неприемлемы для тренера.
Перед тренингом воздержитесь от красящих полость рта продуктов (например, черники или черной смородины), а также экспериментов с необычной для вас едой. И никакого алкоголя до тренинга!
Помните, кто бы ни был слушателем, вы в аудитории - учитель, директор, мама (папа) и т. д. Вам необходимо иметь под рукой: салфетки, лейкопластырь, обезболивающие. Настоятельно советую проконсультироваться, каким образом вести себя с людьми, у которых сердечный, эпилептический, желудочный приступы, а также каковы способы оказания первой помощи при ушибах, переломах, порезах, ударах электрическим током.
Никогда не перекладывайте свое плохое настроение на участников, это верх непрофессионализма.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Тренинг | Добавил: manzark (01.08.2012)
Просмотров: 783 | Теги: экстралингвистика, Ольфакторная система, Тактильная система, паралингвистика, Проксемика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz