Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 16.04.2024
Главная » Статьи » Военная психология

Психические свойства личности военнослужащего
Психические свойства личности военнослужащего и психология личности.
Эта тема логически продолжает и конкретизирует знания, уже полученные при изучении темы «Психология личности», где было представлено общее представление о психологии личности военнослужащего, основные факторы его формирования, а также ее психологическую структуру. Ведущими компонентами структуры личности выступают психические свойства (направленность, характер, способности, темперамент). На основе психических свойств, проявляющихся в единстве и взаимодействии с другими компонентами психики воина, формируются основные качества личности военнослужащего. Совокупность этих ведущих качеств составляет содержание личности и определяет ее индивидуальность.

Психические свойства - это индивидуально-психические особенности, позволяющие различать воинов, знать их поступки и мотивы деятельности.

Направленность личности и особенности ее содержания в военнослужащих.
Ведущая психическое свойство личности - направленность.

Направленность личности - это система побуждений и ценностных ориентаций, которая определяет избирательное отношение и активное поведение воина, т.е. направленность, по сути, устойчивая система мотивов, ориентирующей жизнедеятельность личности. Причем, в зависимости от ситуации, система может быть ведущей и сопутствующей. В целом, определяя направленность личности, мы узнаем, что она сделала в своей жизни, что собирается сделать и как хочет достигнуть этого.
В зависимости от сферы проявления господствующего побуждения различают морально-этическую, военно-профессиональную и бытовую направленность воина.

Морально-этическая направленность военнослужащего состоит в высокой морально-этической зрелости. Воины с этим господствующим побуждением все события отодвигают, поступки товарищей и др.. пропускают сквозь моральные категории, стремятся оказывать все по закону, ценят таких лиц. Они проявляют гуманность, коллективизм, ответственность и принципиальность.

Военно-профессиональная направленность личности проявляется в активном и устойчивом стремлении заниматься определенной военно-профессиональной деятельностью, совершенствоваться в ней.Это люди, которые в своей жизни на первый план ставят военную службу.

Бытовая направленность проявляется в материальных, семейных, а также индивидуальных стремлениях. Для таких воинов главным является создание хороших бытовых условий, семейного уюта, а не профессиональные успехи на службе.

Направленность имеет следующие основные характеристики: интенсивность, устойчивость, широта и определенный уровень.
Интенсивность направленности связана с эмоциональной окраской, которая может проявляться в нечетких поездах или глубокой уверенности.

Устойчивость - это, прежде всего постоянство побуждения. Круг интересов военнослужащего обычно фиксируется в понятии «широта направленности». Уровень направленности свидетельствует о высокой или низкой общественную активность, стремление сделать благополучным жизни, в одном случае - только для себя, в другом, высоком - и для других.

Содержание направленности составляют потребности, мотивы, интересы, убеждения и мировоззрение. Так, всю нашу сознательную регуляцию поведения, действия, мышления и чувств определяют потребности. Они же являются источником активности воина. Собственно, все действия военнослужащего определяются потребностями.

Потребность - это внутреннее состояние психического или физиологического ощущения недостаточности чего. Так, без удовлетворения элементарных потребностей человек не мог бы как живой организм. А они у человека очень разнообразны.
Это потребность в пище, жилье, кислороде, безопасности, продолжении рода, получении информации, в общении, любви, признании, уважении, авторитете подобное. Безусловно, их разнообразие не может быть исчерпана перечисленными, существует целый комплекс сложных общественно обусловленных потребностей личности.
Потребности воина часто формируются под влиянием внешней среды, которое в значительной степени их детерминирует. Они также зависят от воспитания в широком смысле и самовоспитания. Это касается как материальных, так и духовных потребностей.

В этой связи интересным является подход к определению человеческих потребностей А. Маслоу, известного как создателя иерархической теории потребностей:

- Первая ступень - физиологические и сексуальные потребности;
- Вторая ступень - потребность в безопасности и стабильности;
- Третья ступень - социальные нужды;
- Четвертая степень - потребность в престиже;
- Пятая ступень - духовные потребности - потребности в самореализации и самоактуализации через творчество, самоосмысления собственного назначения в жизни, потребность реализации человека как личности.

По А. Маслоу, чем выше уровень мотива, тем больше возникает жизненная необходимость обеспечения соответствующих потребностей. В этой связи необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, а затем - высшие. С момента удовлетворения низших потребностей они теряют мотивационную силу. С их повышением повышается готовность человека к активной деятельности. Вместе несвоевременное и некачественное удовлетворения низших потребностей может доставить к такой ситуации, когда они у человека могут стать ведущими. И наоборот, когда удовлетворены низшие потребности, у человека проявляются высшие потребности, то есть - мета-мотивация (потребность в развитии, понимании смысла жизни вообще, поиска смысла собственной жизни). Когда человек не понимает смысла собственной жизни, она может максимально самореализоваться, неспособная проявить собственные способности и соответственно подняться на более высокий уровень социальной жизни.
К духовным потребностям относятся эстетические и интеллектуальные. Нравственные потребности - это состояние личности, которые выражает необходимость отношений с другими людьми. Среди нравственных потребностей личности различают потребность помогать людям, сопереживать, работать, управлять, подчиняться тому подобное.

До эстетических потребностей относятся те, которые отражают постоянное стремление личности воспринимать прекрасное, гармоничное в природе, в произведениях искусства, в отношениях между военнослужащими. Уровень развития эстетических потребностей - это результат воспитания и самовоспитания личности. Особое значение для их развития имеют традиции и обычаи вооруженных сил, военного коллектива, в котором служит воин.

Интеллектуальные потребности отражают необходимость военнослужащего в познании нового, в решении проблем, нерешенных задач.
Содержание потребностей воина полно определяет сущность личности. Изучая потребности подчиненного, пути их удовлетворения, мы тем самым даем характеристику основным параметрам личности. Таким образом, потребности имеют очень большое значение в жизни воина. Потребности по уровню их осознание начинают выступать как силы, побуждающие к деятельности, поскольку становятся мотивами деятельности.

Мотив - побудительная сила действий и поступков воина. В отличие от потребностей, мотивы имеет только человек. Много полезного в теоретическое понимание того, что такое мотив, внесли С.Л. Рубинштейн и О.М. Леонтьев. Например, О.М. Леонтьев определил мотив как то, что, отвечая актуальной потребности, организует и соответствующим образом направляет поведение человека.

Мотив (или причину) действий воина определить несложно, если он один. Но, как правило, поведение воина определяет множество факторов. Однако в любом случае мотивы в чистом виде не существуют, они лишь результат отражения в психике потребностей организма, вызванных внешними или внутренними условиями. Поэтому О.М. Леонтьев определяет мотив как осознанную потребность, хотя, по нашему мнению, мы часто не осознаем мотивы, поскольку, совершая те или иные поступки, не всегда задумываемся над мотивами, которые определяют. Поэтому для стимулирования и направления поведения в соответствующее русло необходимы минимум два мотивационные факторы: потребность и мотив.

Мотивы условно можно поделить на простые (стимулирующие: влечение, желание, стремление) и сложные (смыслотворные). Простые мотивы вшами часто не осознаются и могут быть побудительной силой антиобщественных поступков. Безусловно, нас больше интересуют смыслообразующей или профессиональные мотивы, где основное место занимает интерес. Поэтому первым шагом офицера как руководителя должно быть выявление смыслообразующих мотивов военной труда своих подчиненных и изучения мотивационных структур поведения личности в различных ситуациях. Офицер определяет, что является главным движителем в отношении подчиненных к службе (материальные стимулы, задатки лидера и другие факторы).

Мотивы классифицируют по следующим признакам:

- По силе побуждения: сильные и слабые;
- По признаку обусловленности личными качествами: устойчивые и неустойчивые;
- По характеру воздействия на процесс достижения цели: положительные и отрицательные;
- За содержательностью ориентации: социальные, коллективные и лично-престижные.

Цель - мотивационный фактор, объясняющий непосредственный, обязательно осознанный результат, на который в конкретный момент направлено поведение воина. Психологически цель есть то мотивационно-побудительным содержанием сознания, который воспринимается воином как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Таким образом, потребности, мотивы и цель - основные составляющие мотивационной сферы воина. Она оценивается по следующим параметрам:

- Развитость - наличие качественно различных мотиваций них факторов;
- Гибкость (гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения различных потребностей применяется более разнообразных мотивов);
- Иерархичность (чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивов того же уровня, тем выше иерархичность мотивационной сферы воина).

В литературе часто встречаем термин «мотивация», содержание которого составляет совокупность устойчивых мотивов, имевших место в предыдущем жизненном опыте воина или имеют сейчас. Джой Гилфорд предложил структуру мотивации индивида. В нее входят:

- Органические потребности;
- Комфорт, приятное окружение;
- Общее честолюбие, настойчивость;
- Потребности за положением - свобода (конформизм);
- Потребность находиться среди людей, агрессивность;
- Потребность в риске и безопасности.

Следовательно, потребности и мотивы составляют фундамент мотивации личности и действительно связаны с интересами, убеждениями и идеалами личности.
Интерес является формой проявления познавательных потребностей. Он выражается в особом отношении воина к определенным вещам и явлениям реального мира и в желании их опознать. Интересы дают воину возможность быстрее, полнее и глубже отразить действительность. Они побуждают к знаниям, к расширению мировоззрения, обогащение психической жизни. Военная деятельность, выполняемая с интересом, имеет позитивное эмоциональный фон.

Интересы, как и потребности, очень разнообразны. их также разделяют на материальные (еда, одежда, разные вещи) и духовные (учение, общение и т.д.).Интересы различают по содержанию, глубиной и стойкостью.Интерес может стать сильнейшим мотивом деятельности воина. Руководствуясь ими, личность способна преодолеть любые трудности. Например, жизнь Михаила Ломоносова - это подвиг, главной движущей силой которого были огромный интерес и любовь к науке.

Интересы можно различать по объему. Одни имеют широкие, но поверхностные интересы, другие - глубокие, но по своей направленности очень узкие, третьи - широкие, разносторонние и глубокие. Наименьшую группу составляют люди с всесторонними интересами.

Например, полководец А. Суворов был разносторонне образованным человеком, хорошо знал математику, философию, историю, географию, владел восемью иностранными языками, был тонким ценителем поэзии и сам писал стихи.
Широта интересов обязательно предполагает обособление одного из них как главного, вокруг которого группируются все остальные интересы. Разносторонность интересов обогащает личность воина.

Наряду с интересом человек имеет убеждения и идеалы.

Убеждение - это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, Широта интересов обязательно предполагает обособление одного из них как главного, вокруг которого группируются все остальные интересы. Разносторонность интересов обогащает личность воина.
Наряду с интересом человек имеет убеждения и идеалы.
Убеждение - это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которыми она руководствуется в своей жизни. Как упорядоченная система взглядов, совокупность убеждений выступает в виде мировоззрения, которого личность соблюдает на определенном этапе онтогенеза. Убеждения органически связаны со знаниями и практическими действиями. Они проявляются в деятельности воина, в его отношении к сослуживцам, воинского коллектива, военной службы. Формируются убеждения в процессе жизни под влиянием воспитания, обучения, самовоспитания и жизненного опыта.

На основе интересов и убеждений воина состоит собственный идеал - его основной стимул самосовершенствование и формирования.

Идеал - это модель, которая является эталоном во всех проявлениях жизнедеятельности человека.
Следовательно, потребности, мотивы, цели, интересы, убеждения и идеалы военнослужащего определяют направленность его личности. По одной и той же направленности деятельности воина может быть разной по целеустремленности, интенсивности и равномерности.

А потому офицер должен знать основные предпосылки формирования военно-профессиональной направленности личности военнослужащего:

- Объяснение значения военной службы и социальной важности поставленных перед ним целей и задач, т.е. доведение четкой цели и задач;
- Организация служебной деятельности личного состава в соответствии с уставами так, чтобы воин даже в условиях жесткой субординации и строгого уставного порядка чувствовал себя личностью;
- Приближение условий обучения к боевым;
- Создание таких условий военной деятельности, чтобы воин гордился результатом своей службы;
- Привлечение подчиненных к процессу принятия решений;
- Объективность применения взысканий и объявления поощрений;
- Поощрение социальной активности;
- Создание условий для удовлетворения первоочередных потребностей;
- Активизация самостоятельной работы подчиненных подобное.

Таким образом, необходимо глубоко вникать в вопросы направленности личности своих подчиненных, изучать ее проявления, имея в виду, что они не всегда стандартные. Еще Лев Толстой предупреждал о том, что «люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная, то тепла. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских, иногда проявляет одни, иногда другие, и часто бывает не похожей на себя, оставаясь все же тем самим собой. У некоторых людей эти перемены бывают особенно острыми.

Категория: Военная психология | Добавил: manzark (01.05.2012) W
Просмотров: 2561 | Теги: Психические свойства личности военн, потребность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz