Развитие и становление отечественной военной психологии По мнению автора, целесообразно выделить четыре периода развития и становления отечественной военной психологии. / Период - с 1917 г. до конца 1945 p., который можно охарактеризовать как начало. Что было сделано в это время? Были попытки решить проблемы военной психологии на основе марксистско-ленинской методологии, которая только мешала практическому решению этих проблем. В связи с этим в 30-е pp. наблюдается упадок военной психологии. Только 20-е pp. XX в. можно условно назвать «золотым веком» отечественной психологии, когда специалистам этой науки еще не успели накинуть идеологическую петлю. В это десятилетие продолжали работать, известны еще до революции психологи, появились также и новые ученые. Начали преподавать курс военной психологии в отдельных военных учебных заведениях. Например, начальник Академии Генерального штаба А.Е. Слесарева с 1920 г. преподавал в академии «Психологию войны», выходили учебники по военной психологии, создавались первые психофизиологические лаборатории. В годы Великой Отечественной войны постепенно возрождалась военная психология после ее кризиса в 1930-е pp. Главное внимание психологов были направлены на решение практических проблем военного времени. С этой целью начали рассматривать проблему психологической подготовки войск во время войны. Поскольку профессиональных военных психологов еще не было, этими проблемами занимались гражданские ученые-психологи. Например, Борис Теплов решал проблемы маскировки войск и написал книгу «Ум полководца», научная школа Дмитрия Узнадзе также работала над проблемами военной психологии. 1943 открываются первые психологические отделения в военных госпиталях для психически больных военнослужащих, где начинают исследовать практические аспекты психологии войны (например, Александр Лурия исследовал проблемы повреждения головного мозга и его влияние на поведение военнослужащего). / / Период-с конца 1945 г. по 1960-е pp. включительно. В этот период происходит осмысление и обобщение военно-психологического опыта, приобретенного за годы войны, и организационно-научное оформление военной психологии как науки. В это время произошло: - Создание двух военно-педагогических институтов (в Ленинграде - начальник кафедры педагогики и психологии А. Г. Базанов и под Москвой - начальник кафедры педагогики и психологии Т. Г. Егоров);
- Обоснование курса военной психологии (с этой целью 1950 состоялась первая конференция по военной психологии, где рассматривались предмет, задачи и принципы ее построения как учебной дисциплины); - Создание педагогического факультета в Военно-политической академии в Москве вместо двух военно-педагогических институтов (1958 г. здесь была введена курс военной психологии, а в июле 1959 создана кафедра военной психологии и педагогики, начальником которой стал Александр барабанщиков); - Издание учебников и пособий по военной психологии; - Начало преподавания курса военной психологии в военно-учебных заведениях; - Создание кафедр военной психологии и педагогики в военно-политических училищах; - Разработка учебных программ, тематических планов по курсу «Военная психология и педагогика». 1968 начали присуждать ученые степени по психологии, в том числе с военной, и, как результат, появились первые докторские и кандидатские диссертации по военной психологии (например, кандидатские диссертации по военной психологии Михаила Дьяченко и Николая Феденко). Итак, военная психология организационно сформировалась как отрасль психологической науки. III период - 70-80-е pp. XX в. Военная психология приобрела статус подлинной науки, возникали новые ее отрасли. Этот период характеризуется: - Глубокими исследованиями отдельных военно-психологического них проблем (например, военно-авиационного, профессийного отбора и т.п.); - Формированием новых отраслей военно-психологической науки (например, военно-инженерная психология, психология высшей военной школы и др.); - Написанием 17 докторских и около сотни кандидатских диссертаций по проблемам военной психологии; - Разработкой новых учебных программ, тематических планов и учебных пособий по военной психологии и т.п. Но начиная с середины 80-х pp. XX в. военная психология, как и отечественная психологическая наука, оказалась в глубоком кризисе. Причинами этого кризиса стали: - Изолированность военной психологии от других психологических направлений, школ; - Недооценка роли экспериментальных исследований и, как следствие, ее затеоретизованисть и оторванность от военно-педагогической практики; - Критическое отношение к иностранной военной психологии, которая имеет ряд глубоких исследований в области практической деятельности военных психологов; - Неспособность глубоко и своевременно обосновать актуальные военно-педагогические и психологические проблемы (например, проблемы психологической адаптации бывших «афганцев», неуставных отношений, укрепления воинской дисциплин, повышения эффективности боевой подготовки и т.д.). Какой выход из этой кризисной ситуации? Ответ появилась в следующем, IV периоде развития военной психологии, который начался вначале 90-х pp. XX в. Этот период тесно связан с созданием Вооруженных сил Украины и формированием нового отношения к проблемам военной психологии. Выход должен быть в творческом применении лучших достижений как отечественного, так и иностранного психологической науки, в отказе от устаревших методологических и теоретических положений, в стремлении к интеграции с ведущими направлениями отечественной и мировой психологической науки. На сегодня понимание этого положения есть. Пример - введение в воинских частях и подразделениях должностей социальных психологов и организация их подготовки в высших учебных заведениях. Выпуск первых учебных пособий по военной психологии. Итак, военная психология имеет как историю, так и будущее. Но решение этой актуальной проблемы требует от ученых и практических психологов правильного понимания и творческого подхода, а также организационного, методологического и методического решения ведущих проблем военно-психологической науки.
Источник: http://mypsiholog.com |