Военнослужащий - личность, индивидуальность, субъект - Военная психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Военная психология

Военнослужащий - личность, индивидуальность, субъект
Личность, индивидуальность, субъект

Понятие личность психологи трактуют как совокупность индивидуальных свойств психики, управляющие социальной активностью человека. Личность - это специфическое человеческое образование, порожденное социальной средой и воспитанием в процессе активной трудовой деятельности человека. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его черты и качества как индивида составляет не причину, а результат формирования личности.

Относительно термина индивидуальность следует сказать, что в отечественной психологии нет четко определенных соотношений личности и индивидуальности. Так, Борис Ананьев считал индивидуальность высшим уровнем развития личности,
Вольф Мерло - понятие личности и индивидуальности - близкими, Сергей Рубинштейн различал свойства личности и ее индивидуальные особенности. Лев Фридман и Ирина Кулагина индивидуальность рассматривают как совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого, и личность считают выше, чем индивидуальность.

Автор придерживается мнения, что личность неповторима в своей индивидуальности, и поэтому под индивидуальностью понимает неповторимое сочетание психических качеств и свойств личности, которые непосредственно влияют на его поведение и деятельность. Как вывод можно привести следующие слова Александра Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальности приобретают». Они наиболее полно отображают содержание этих понятий.

Относительно понятия субъект. В философских и психологических словарях можно встретить такие определения этого понятия: «Существо, у которого сознание и волю и способна действовать целенаправленно», «носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект», «общественный организм, чья практическая и познавательная активность направлена на объект »,« индивид или группа как источник познания и превращения действительности, носитель активности »,« носитель определенного рода деятельности, сознательное существо, познающего ». Сергей Рубинштейн говорил о «создании в бытии субъектов - центров перестройки бытия».
Таким образом, субъектом является определенный человек, который рассматривается в бытии и вместе с познанием бытия субъект ее творит. Изменения в бытии ведут к изменению субъекта как части бытия. Следовательно, это взаимодействие диалектическая: бытие творит субъект, а субъект творит бытие. Такое понимание субъекта чрезвычайно важно для военной практики, то есть в процессе учебно-познавательной деятельности воин становится субъектом, а став субъектом, он меняет действительность, в том числе и военную. Формирование сознания и самосознания являются основными условиями преобразования военнослужащего из объекта в субъект педагогического процесса.

Существенным признаком объективного «Я», которое опосредствует все действия военнослужащего, является целенаправленное самосовершенствования (самообразование и самовоспитание). Которое в свою очередь направлено, с одной стороны, на развитие, углубление и систематизацию военно-профессиональных и общенаучных знаний, моральных ценностей, формирования качеств, которые соответствуют его идеалам, жизненным установкам, общественным ценностям, с другой - на устранение определенных пустот в знаниях, нивелирования негативных привычек поведения.

Изменяя себя как субъект военно-педагогического процесса, военнослужащий меняет условия и обстоятельства собственной жизнедеятельности и развития. Поэтому самосовершенствования является высшей формой развития личности, ее духовного самодвижения.

Обобщая известные подходы, определим, что личность - это устойчивая система социально значимых черт человека, обусловленных привлечением ее к системе общественных отношений и сложившихся в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. Человек личностью не рождаются, а становится ею, поэтому одной из центральных проблем, непосредственно связанных с вопросами сущности личности, ее становления и развития, является социализация индивида. Воин как личность сам создает общественные отношения, в которых продолжается процесс его социализации. Но в зависимости от роли и места, которое он занимает в них, формируются определенный тип личности и ее структура.

Категория: Военная психология | Добавил: manzark (01.05.2012) W
Просмотров: 201 | Теги: субъект, Военнослужащий - личность, индивидуальность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz