Возникновение и развитие военной психологии - Военная психология - Психология - Персональный сайт
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Военная психология

Возникновение и развитие военной психологии

Возникновение и развитие военной психологии

Военная психология как отрасль психологической науки развивалась и развивается с учетом конкретных особенностей военной деятельности, которая имеет экстремальный характер. Развитию военной психологии присущи те же тенденции развития и становления, и общей психологии в нашей стране.
Рассмотрим два главных этапа возникновения и развития военной психологии - дореволюционный и послереволюционный.
Краткая характеристика дореволюционного этапа, которая имеет такие признаки:
- Отсутствие целенаправленной работы по созданию военной психологии;
- Она в целом развивалась, а точнее - отдельные ее проблемы рассматривались в научных работах, выступлениях талантливых
полководцев;
- Только в конце XIX и начале XX в. появился ряд работ, посвященных проблемам военной психологии.

Можно начать с Николо Макьявели (1469-1527), который считал, что ради укрепления государства допустимы любые средства. Отсюда и происходит термин «макьявелизм», который используется для определения политики, пренебрегает нормами морали. Макьявели выдвигал идеи по созданию «народной армии», мотивации военной службы, очень актуальны и сегодня. Он считал, что браться за оружие надо только во имя мира, что солдат обязательно следует обучать военному мастерству. Требовал от солдат и офицеров закалки тела, выдержки, умения владеть оружием, поскольку это, по его мнению, составляет основу мужества.
Наполеон Бонапарт (1769-1821) является одним из выдающихся полководцев своего времени. 1941 г. в СССР изданы его «Избранные произведения». Военно-психологические мысли он высказывал безапелляционно. Всем известен его афоризм: «Духовная сила относится к физической как три к одному». Известна и выдвинута Наполеоном «формула квадрата», основой которого является разум, а высотой - воля. При этом под последней понимается очень сложный комплекс свойств командира: сила характера, мужество, решительность, энергия, настойчивость. Наполеон пришел к важному выводу о том, что дело не только в том, что полководец должен иметь ум и волю, но и в том, что между ними должно быть равновесие: «Военный человек должен иметь столько характера, сколько и ума». Он подчеркивал, что квадрат только собой квадрат, если его основа равна высоте; полководцем может быть только человек, у которого воля и разум уровне.
Наполеон чувствовал душу солдата, знал его. В работе Нормана Коупленда «Психология и солдат» [48, с. 38] описан случай, когда полководец при проверке караула обнаружил, что один чатовий заснул на снегу, на своем посту. Согласно уставу, Наполеон вызвать начальника караула и отдать нарушителя под арест, а затем под суд и расстрелять перед скамьей. Такое преступление нельзя было прощать, где бы оно было совершено - в своем государстве или на вражеской территории. Нет сожаления к солдату, который позорно заснул на посту и поставил под угрозу жизнь своих сослуживцев. Самому молодому капралу было понятно, как должен повести себя военачальник. А что же он сделал? Наполеон - человек гениальный, а гений действует не как обычный человек. Он поднял ружье спящего на посту солдата, сбросил ее на плечо и занял оставленный уставшим солдатом пост. Сержант, который прибыл с изменением, увидел, что солдат спит, а император стоит на его посту. Положительные результаты этого поступка императора Франции очевидны.
Наполеон хорошо понимал человеческую природу, страстное ее желание быть заметным. Еще будучи офицером-артиллеристом, при обороне Тулона батарея которая находилась под постоянным обстрелом он приказал повесить плакат с надписью «Батарея бесстрашных» - и на ней всегда хватало солдат.


Вклад выдающихся полководцев в военную психологию
Александр Суворов (1729-1800) - генералиссимус, человек исключительно талантливый, гений ума, войны, счастья и успеха. В детстве он был хилым и малорослым. С 8 лет зачислен на военную службу и при этом действительно служил, а не так, как другие дети дворян, были просто записаны в армейские реестры.
Он очень любил солдат, был их душой. Мирного времени он изнемогал, скучал. Его семейная жизнь не сложилась - он развелся, имея сына и дочь. Его семьей была служба, женой - армия, детьми - солдаты, интересами - боевой успех и слава Отечества. Человек прямой, открытый, беспокойная, имел огромное количество странностей и привычек. Например, на рассвете кричал петухом; поднимался в 2-3-м часу утра и обливался на морозе холодной водой; ходил в одном сапоге; крестил беременным женщинам на балах живот благословлял всех; выходил к высокопоставленных посетителей в одной рубашке; позволял себе говорить наглости Потемкину и Екатерине II, раздражать на маневрах Павла I т.д.
Упав в немилость Павла I, Суворов 1798 p. обратился с просьбой разрешить ему оставить службу и уйти в монастырь. Вместо этого царь приказал ему ехать в Австрию командовать союзными войсками, где он прославился окончательно. Александра Васильевича был назначен австрийским фельдмаршалом и главнокомандующим австрийских войск. После этой кампании в зените славы генералиссимус вновь впал в немилость царя и вскоре умер.
Взгляды О.В. Суворова на подготовку, отношения солдат и ведения боя:
- Считал необходимым психологическую подготовку солдат (был одним из ее основателей), которую, например, применил перед штурмом Измаила;
- Признавал необходимость грозных атак;
- Считал, что для командующего требуется прекрасное знание психологии солдата: он, например, использовал свои знания в бое под Требией в Италии. Где французский генерал Макдональд имел значительное преимущество над его усталыми, полу укомплектованными войсками, и где Багратион и Розенберг просили не вступать в бой, а потом доложили, что больше не могут наступать. Его войска стали отступать. Суворов подошел к отступающих в панике солдат, смешался с ними и стал кричать: «заманивают ребята, завлекай! Скорее, бегом! Сделав, таким образом, сотню шагов, он вдруг остановился и скомандовал: «Стой!», А затем «В атаку!» - И бросился в бой. Русские войска под его командованием победили (в этом случае он показал глубокое знание сути возникновения паники и того, как она влияет на солдат:
во-первых, решительно взял инициативу в свои руки,
во-вторых, отступая вместе с солдатами, дал им возможность «выпустить пар страха» и успокоиться, говоря им, что они правильно поступают,
по третье, бессмысленный толпа превратил в организованную военную структуру);
- Отмечал, что личный пример имеет огромное значение: Моро, войска которого разбил Суворов, писал о нем так:
«Что можно сказать о генерале, который погибнет сам и положит свою армию до последнего солдата, прежде чем отступит хоть на один шаг». А.В. Суворов всегда был для солдат примером отваги, тяжелой дело шел первым, питался вместе с солдатами, носил одежду из солдатского сукна, вместе с армией, верхом на коне, в 70-летнем возрасте преодолел Альпы;
- Считал необходимым вводить изменения в военную тактику и создал новую систему, которая базировалась на глубоком знании психики человека, психологии воинского коллектива и боевых действий. В основе его тактики лежали три принципа, которые должны психологическую природу: глазомер, быстрота и натиск.

Михаил Драгомиров (1830-1905) - профессор, генерал, почетный член Университета св. Владимира, командующий войсками Киевского военного округа. Основатель отечественной военной психологии, он объединил психологию и тактику, считая, что военное дело должна быть построена в соответствии с законами человеческой психики (например, солдаты в строю должны стоять не по ранжиру, а по симпатией друг к другу).
В своих выдающихся работах «Влияние распространения нарезного оружия на воспитание и тактику войск», «Опыт руководства для подготовки частей к бою», «Подготовка войск в мирное время» [ЗО] он развил психолого-педагогические проблемы военной тактики.
В частности: - глубоко понимал сущность психологической подготовки О.В. Суворова и был сторонником его системы подготовки войск
(С этой целью он использовал такие приемы и средства: грозные атаки; обстреливания молодых солдат, которых заставлял глядеть в мишени во время стрельб, чтобы они привыкли и не боялись свиста пуль; клал два боевых патрона на 1000 холостых, чтобы воины ответственно относились к учений с оружием и т.д.);
- Был сторонником строгой военной дисциплины, которая, по его мнению, была матерью победы;
- Поддержал Наполеона по его «формулы» разума и воли и вообще с большим уважением относился к его военно-психологических взглядов;
- Глубоко понимал психологию общения военнослужащих (например, всегда обращался к солдатам на «Вы», поддерживал формирования военных подразделений с украинским и одобрял выполнения ими украинских песен и т.п.).
Адмирал Степан Макаров (1848-1904) в работе «Размышления по вопросу морской тактики» изложил свои мысли относительно связи тактики с психологией, ввел понятия «военная психология».
Отечественная военная психология как наука берет свое начало с конца XIX в. по деятельности специалистов, которые, используя специальные методы психологического исследования, проработали некоторые целостные представления по актуальным проблемам деятельности армии и флота. Например, много материала было собрано по проблемам поведения воина в бою. М. Корф, П. Изместьев, Г. Шумков и другие на основе опросов, наблюдений и личных впечатлений пытались понять динамику переживаний от боевых действий воина в бою. Такие специалисты, как А. Резанов, А. Зыков, Н. Головин, первыми начали изучать проблемы страха и паники в бою. Интересное отношение к этой проблеме должен Шумков, который обнаружил влияние утомления и истощения на возникновение страха и предложил использовать лекарства в борьбе с ним.
Эти и другие исследователи пытались практически решать такие сложные проблемы, как отношение к солдату, понимание его развития в процессе военной службы, подбор и воспитание офицерских кадров, управление подразделениями и взаимоотношениями с подчиненными, подготовка к бою и т.д. Наиболее значимые результаты были получены Шумковым, Дмитриевской, Изместьевим, Головиным, Ухарь-Огоровичем.
Г.Е. Шумков 1904 p. участвовал в Русско-японской войне как врач-психиатр. Во время боевых действий он собрал много материала о нервно-психические состояния воинов. Это дало ему возможность проработать достаточно целостную концепцию военной психологии, которая поэтапно исследовала такие проблемы: значение морального фактора и его использование военачальником в бою; необходимость психологической подготовки к бою; психические состояния воинов перед боем; влияние артиллерийского огня на психику воинов; состояние психики воина в период атаки; исследования психики воина после боя; о качествах, которые необходимы как командирам, так и подчиненным в бою, о мерах по борьбе со страхом и паникой в бою; влияние алкоголя на состояние психики воина и его деятельности в бою; о нарушении воинской дисциплины ; о значении военной психологии для офицеров и необходимости ее изучения. Ряд его положений и рекомендаций не утратили актуальности до сегодняшнего дня.
A.M. Дмитриевский свои основные труды написал в период с 1911 г. до 1919 г., когда служил на различных должностях в артиллерийских частях и опыт боевых действий во время Русско-японской войны. Психология, по его мнению, должна рассматривать человека - воина и военачальника - как личность и давать конкретные рекомендации по решению различных вопросов в ходе подготовки к войне. Главной моральной качеством воина он считал чувство долга, которое в сочетании с волей дает прочные нравственные основы армии. Много внимания он уделял изучению инициативы, храбрости, смелости. Основной их формирования он считал развитие сознания, ума, идеалов воинов. Все это дало основания для формулирования ряда ценных советов и рекомендаций по воспитанию и обучению военнослужащих.
Не утратили актуальности и ряд положений, которые разработал в начале XX в. П.И. Изместьев, который был редактором журнала «Офицерская жизнь», профессором Академии Генерального штаба, командующим отдельного корпуса во время Первой мировой войны, участником русско-японской войны. В своих трудах, лекциях, выступлениях он подчеркивал большое значение морального фактора в достижении победы. Твердо был убежден в необходимости морально-боевой подготовки, изучения человека-воина, который является главным носителем нравственного фактора. По мнению автора, развитие солдата - это глубокое влияние на его личность, привития ему определенных внутренних свойств. Исходя из этих положений, Изместьев считал основой дисциплинированности солдата «... не страх наказания, а осознание позорности наказания». Отсутствие дисциплины, по его мнению, открывает простор для стихии факторов, влияющих на психику воина, в частности для страха, что парализует его. Для преодоления паники он предлагал развивать мужество, формировать воина физически и морально, в необходимые моменты использовать силу слова и личный пример.
В начале XX в. в России вышел ряд трудов по психологии военной деятельности, которые не утратили своей актуальности и поныне. Это работы Головина, Ухарь-Огоровича. Например, талантливый ученый, профессор Академии Генерального штаба Головин отмечал закон главного значения духовного элемента в бою, Ухарь-Огорович в книге «Военная психология», вышедшей 1911 p., утверждал, что успех на войне на 75% зависит от нравственного фактора и лишь на 25% - от материального.
Итак, большинство военно-психологических проблем в отечественной психологии в начале XX в. имели хорошо обоснование в трудах талантливых военачальников и ученых.




Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Военная психология | Добавил: manzark (03.05.2012)
Просмотров: 424 | Теги: Возникновение и развитие военной пс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz