Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 19.03.2024
Интегративная психология и психотерапия
Синонимы
Владимир Васильевич Козлов, Vladimir Kozlov, Integrative Psychology.
Структура направлений
Психотерапия  → Интегративная психология и психотерапия.

"Я должен сказать, что считаю гуманистическую третью психологию переходной формой, готовящей нас к болеевысокой четвертой психологиитрансличностной, трансчеловеческой, ско­рее обращенной к миру вообще, чем к человеческим потребностям и интересам, выходящей за пределы человеческой природы и идентичности человека, его самоактуализации и т.п.", — так писал А.Г.Маслоуна заре зарождения интегративной психологии.

Интегративная психология объединила различные школы, направления и знания о человеке в области психологического знания. Слово "интегративная" переводится с латинского языка как "восстановление, целое".

Для интегративной психологии важным моментом являетсяпринцип целостности. Вопрос целостного состояния профессор Козлов В.В. связывает с просветлениемкоторое всегда было "камнем преткновения для рефлексивного ума".Просветление — это гармониябезопасность, растворение и слияние со Вселенной. Просветление нельзя определить словами. Это что-то, разливающееся в пространстве и тебя словно нет и одновременно, — ты есть. Это удивительное состояние.

"Любое знание, — считает Козлов В.В., — в нашем понимании является способом существования рефлексии за пределами просветления". Он считает, что в просветлении нет понятия"сознание".

В развитие интегративной психологии внесли большой вклад исследования К.Уилбера, Г.Грофа, Р.Ассаджиоли… Ещё в 90-х годах были заложены основы "интенсивных интегративных психотехнологий", направленных на выработку у человека навыков, которые помогут ему в жизни стать более цельным, безконфликтным и избавиться от раздробленности сознания и поведения. Принять свои переживания и перевести их с уровня проблемы на уровень исцеления, повысить творческий потенциал и вернуть человеку ощущение радости жизни помогут техники интегративной психологии.

Человек является существом целостным, самостоятельным и способным к развитию. Человек и его сознание — это не отдельные категории, это целостное образование. Целостный подход предполагает не только системный взгляд на вещи, но и цельное видение картины мира окружающей действительности и людей. Ещё И.Кант в своих работах говорил о целостности природы человека.

Целостность — это характеристика самой природы, частью которой является человек, то есть он одновременно представляет из себя, и целостность, и часть по отношению к природе. Мир — это "единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей" согласно интегральному подходу. Человек может думать, что он живёт и реагирует на реальные объекты, которые можно потрогать, увидеть, но это не совсем верно, так как есть некие сенсорные преобразования, на которые он и обращает внимание. Мир субъективен и каждый человек имеет свою "картину мира". И в интегративном взгляде на мир фокус перемещается с объекта к форме и большее внимание уделяется процессу.

Понятие "целостности личности" включает в себя все её проявления: социогенетические, трансперсональные, интерперсональные, персоногенетические. Являясь цельной личностью, человек также испытывает и внутренний конфликт и доводит себя до ещё большего напряжения. Бинарное, окультуренное состояние человека содержит в себе проблемы и разделение. Интеграция заключается в том, что человек начинает принимать то, что раньше отвергалось. Развивая способность к интеграции, он научается заботиться о здоровье своей психики.

Согласно интегративной психологии психика человека представляет собой множество уровней, включающих в себя индивидуальный опыт от своего рождения и сознания, не имеющего границ. В то же время, — это организм, способный поддерживать динамическое равновесие.

В мире всё неделимо и взаимосвязано. Все части в составе Вселенной находятся в непосредственном отношении к её целостности. Части и целое едины в отношении друг к другу. Выстраивая взаимоотношения со всеми своими частями сознания, человек может восстановить связь с энергиями, исцелить себя.

Ещё шаманы начали использовать в своей деятельности трансовые состояния. Они исследовали неизвестные области, в которые попадали во время экстаза. Шаманы могли входить в измененные состояния сознания и видеть вещи, не подвластные уму человека, подвергающего всё логическому объяснению. Возможно, именно шаманы заложили понятие о разрыве реальности.

"Человек есть нечто, что должно превозмочь", — писал Ф.Ницше. Человек обретает свой смысл, переступая через Эго, через себя. Реализация человека, самоактуализация, наполнение жизни большим смыслом возможны благодаря применению психотехник.

Достижение гармонии внутри себя и со всем, что окружает, — это ли не повод обращения к интегративной психологии?