Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 19.04.2024
Главная » Статьи » Детская психология

Эксперимент и его виды в психологии детей

Эксперимент и его виды в детской психологии

Нередко исследователь вынужден специально вызвать проявления детской психики, которые его интересуют. На это и направлен психологический эксперимент.

Психологический эксперимент (лат. experimentum - попытка, опыт) - специально организованная форма исследования психического развития ребенка.

В эксперименте исследователь намеренно создает и видоизменяет условия деятельности ребенка, ставит перед ним определенные задачи и на основании того, как эти задачи решаются, делает выводы о его психологические особенности.
Условия эксперимента определяются его методике, которая содержит формулировку цели, описание материала, процесса исследования, критериев обработки данных. Все элементы методики подчинены целям исследования. Например, если для эксперимента нужны картинки на белом фоне, не следует использовать другой, это может обусловить фоновые реакции. А когда изучают реакции детей на фоновые раздражители, то картинки специально делают на цветном фоне.

Инструкцию эксперимента (формулировка задачи) изучают наизусть и при необходимости рассказывают ребенку. Выбор материала, формулировка инструкции обеспечивают стандартность исследования, позволяют повторять его и вызвать однотипные явления, проверять и уточнять полученные данные. Поэтому эксперимент является более объективным методом, чем наблюдение. Варьирование его условиям помогает выявлять закономерности и механизмы психического развития. Активная позиция исследователя, четкие критерии фиксации анализа, результатов являются предпосылками накопления и обработки фактического материала. Данные эксперимента подвергаются математической обработке и выражаются в числовых показателях. В эксперименте исследователь основном имеет дело только с одной стороной психики ребенка, поэтому не следует делать поспешных выводов, не изучив других сторон, что может привести выработки односторонних представлений о ее психику.
Результаты каждого опыта записывают в протокол, где указывают общие сведения о подопытных, задачи эксперимента, время проведения, данные о экспериментатора, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности поведения испытуемых (действия, речь, выразительные движения и пр.).

Наиболее точным и доказательным является лабораторный эксперимент, который проводят в специально оборудованном помещении с использованием различных приборов и установок (аппаратов, на которых экспериментатор показывает картинки, включает лампочки, звонки и другие раздражители). Ребенка помещают в специально оборудованную камеру, где она занимает определенное место перед экраном или за столом. Иногда к ее телу прикрепляют датчики, которые улавливают изменения в сосудистой, мышечной, нервной системах ребенка и передают сигналы специальным приборам для записи. При этом используют регистрацию, т.е. фиксаторы времени, силы, скорости и направленности движений, процессов возбуждения в коре головного мозга, возникающих под воздействием определенного раздражителя, общего состояния ребенка. Такое исследование непривычное для ребенка, который не видит экспериментатора, поскольку он подает сигналы и наблюдает за ней через специальные «глазки».

В лабораторных экспериментах исследуют особенности ощущений и восприятий, скорость реакций на раздражители, объем внимания и т.д. Данные измеряют и регистрируют с большой объективностью и точностью. Однако в необычных условиях лаборатории ребенок может показать не такие результаты, как в естественных, поэтому полученные данные нередко являются ограниченными. Чтобы придать лабораторным опытам естественности, используют игровое моделирование экспериментальных и жизненных ситуаций. Например, при исследовании движений глаз ребенка и других реакций, для регистрации которых необходимо закрепить на ее теле датчики, эксперимент организуют, как игру в космонавты.
Самым в детской психологии считается естественный эксперимент, предложенный в 1910 г. известным российским психологом Александром Лазурский (1874-1917). В отличие от лабораторного он сохраняет преимущества наблюдения (естественность условий), делает невозможным искажение психических проявлений. Во время него в активной позиции по отношению к ребенку находится исследователь, организуя, например, игру с целью изучения его волевых качеств.

Естественные эксперименты служат для исследования всех психических процессов и свойств личности дошкольников. Часто их применяют непосредственно в группе детского сада (исследователь выступает в роли воспитателя, организуя деятельность детей). Дети при этом не подозревают, что игры, задания, которые им предложили, имеют определенную исследовательскую цель. Например, детям дают картинки, на которых изображены животные, машины, мебель, игрушки, и предлагают разложить их по тематической направленности. Исследователь при этом имеет возможность выяснить, как они обобщают, на какие признаки при этом обращают внимание. На занятиях со старшими дошкольниками по изготовлению игрушки одной группе говорят, что ею будут играть дети, второй - что игрушку они подарят маме, а третий - что ее подарят малышам, у которых нет игрушек. Для детей это занятие является обычным, а исследователю помогает определить влияние различных мотивов на деятельность ребенка.
О преимуществах естественного эксперимента свидетельствует исследование, в ходе которого необходимо запомнить и вспомнить ряд слов в ситуации лабораторного эксперимента и в ситуации игры, выполняя роль «покупателя» (покупая в «магазине» необходимые предметы). Анализ полученных результатов показал, что эффект запоминания в игре заметно выше.
Широко используется в детской психологии формовочный эксперимент, в ходе которого способом исследования психических процессов и качеств является обучение детей, направленное на их формирование или совершенствование.
Формовочный эксперимент Л. Выготский назвал «экспериментально-генетическим» методом исследования, считая, что объективное изучение закономерностей развития психического процесса возможно лишь в процессе его формирования. В педагогических исследованиях этот метод получил название формовочного.

Формовочный эксперимент не тождественен педагогическом, который применяют для изучения эффективности новых программ, методов обучения и воспитания детей. Внешне они похожи, поскольку в обоих случаях детей учат чему-то новому, а успешный результат обучения считают подтверждением предсказаний. Отличие состоит в характере прогнозов: психолог предусматривает особенности психических процессов, качеств, свойств личности, которые возникают в ходе развития; педагог - то, какими путями можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей.

В исследованиях, проведенных под руководством отечественного психолога Александра Запорожца (1905-1981), формовочный эксперимент использовали для проверки гипотезы о том, что при определенных условиях на качественно новый уровень можно поднять процессы восприятия, развить отдельные стороны сенсорики ребенка. Как оказалось, дошкольникам трудно различать звуки по высоте. Для развития этой способности проводили такой эксперимент: перед детьми разыгрывали сцены-драматизации, в которых принимали участие большой «Лис-папа», выдававший низкие звуки, и «Лиса-мама», которая была меньше и выдавала высокие звуки. Затем экспериментатор совместно с детьми разыгрывал эпизоды из жизни этих персонажей: «лисы» скрывались в разных местах, и ребенок должен был отыскать их по голосу. Оказалось, что после такого обучения даже маленькие дети (2-4 года) начинают не только легко различать по высоте голоса персонажей, но и с успехом отмечают разницу между любыми звуками слышат впервые и которые совсем не связаны с известными им предметами.

В одном исследовании сочетающих различные виды эксперимента. Сначала организуют констатирующий обычный эксперимент, чтобы зафиксировать у детей уровень развития психического процесса, качества в обычных условиях воспитания. Затем прибегают к формовочного эксперимента, имея целью получить новый уровень психического процесса, качества согласно предсказаний. Завершает исследование обычный, но уже контролируемый эксперимент, предназначенный выяснить сдвиги, которые произошли вследствие формовочного эксперимента.

Организация экспериментального исследования должна соответствовать определенным требованиям. На этапе планирования эксперимента необходимо четко сформулировать его цели, определить выборку исследования (состав участников), продумать и записать методики его проведения, определить условия, в которых он пройдет (место и время), выбрать условия и правила игры, при которых проявились бы наиболее характерные качества личности ребенка. Помещение, в котором будет проводиться эксперимент, должно быть хорошо знакомым ребенку, не содержать лишних предметов, которые могут отвлечь ее внимание; поэтому не следует использовать для него спортивный зал, театральную, зоологическую номер т.д. Важно позаботиться о его освещения, избежание посторонних раздражителей (звуков, запахов, новых предметов). Не стоит сажать ребенка лицом к окну, чтобы она не отвлекалась.

Во время эксперимента следует установить доброжелательные отношения с ребенком, который принимает участие в исследовании. Для этого нужно посадить его рядом с собой, а не через стол. В общении не желательно заострять внимание ребенка на ошибках, сдержанно и ровно реагировать на ее успехи и неудачи во время эксперимента. Темп проведения эксперимента должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям ребенка.

Исследование не должно быть длительным (10-20 мин). Признаки переутомления, скуки, нежелание ребенка выполнять дальше задача является основанием для его прекращения. Эксперимент всегда предполагает стандартные процедуры, поэтому не следует вносить изменения в процесс его проведения. В дошкольном учреждении экспериментальные исследования проводят во второй половине дня.

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 1650 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz