Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » Детская психология

Концепции психического развития ребенка

Основные концепции психического развития ребенка. Психическое развитие является процессом необратимым, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в психике и поведении человека.

Основными свойствами развития, которые отличают его от всех других изменений, являются:

а) необратимость - способность к накоплению изменений, «надстройки» новых изменений над предшествующими;
б) направленность - подчиненность единой, внутренне взаимосвязаны линии развития;
в) закономерность - способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Также выделяют главные факторы (ведущие детерминанты) развития человека. К ним относятся:
1) наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития;
2) среда - общественные, материальные и духовные условия существования человека;
3) активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения; системо-образовательный фактор взаимодействия наследственности и среды.

Наследственность влияет на индивидуальные свойства человека и является предпосылкой ее развития, среда (общество) - на социальные свойства личности; активность - на индивидуальные и социальные свойства.

Психическое развитие ребенка, превращения беспомощного младенца на личность происходит по определенным законам, которые изучает детская психология. Эта проблема является одной из самых актуальных в современной психологии. Интерес к ней имеет не только теоретическую природу, в значительной степени он вызван и педагогической практикой, которая требует постоянного совершенствования обучения и воспитания для нужного вам понятия психология детей.
Ядром теории психического развития является раскрытие его движущих сил, выявление роли биологических и социальных факторов (наследственность, среда, обучение и воспитание) в становлении личности. В дискуссии по этим вопросам выкристаллизовались полярные взгляды представителей биологизаторские, социологизаторського направлений. Сторонники биологизаторские направления (с.-х. Холл, Д. Селли, Ш. Бюзер, Д. Мэйли и др.). Исходят из признания того, что все психические особенности человека являются врожденными, смена периодов развития, возникновения различных психических процессов, свойств, качеств личности обусловлены наследственностью. Психическое развитие они рассматривают как постепенное количественное развертывание, созревание наследственных структур (способностей, интересов, черт характера), которые ребенок наследует так же, как строение тела, черты лица, форму рук подобное.Появление новых качеств они отрицают.
В рамках этой концепции выделилось несколько теорий. Сторонники биогенетической теории считают, что ребенок за короткий период своей жизни преодолевает все те этапы, что и человечество в своем развитии.

Представители психоаналитической теории решающую роль отводят биологическим влечениям. По их мнению, основой творчества, как и сновидений, являются биологические влечения, которые человек, стесняясь, скрывает от себя, вытесняет в «сферу бессознательного» (3. Фрейд). Творчество они рассматривают как сублимацию (преобразование) невыполнимых и нереализованных в раннем детстве сексуальных, иррациональных влечений, желаний. Поэтому нужно дать выход внутренним силам ребенка.

Согласно современным биологизаторские концепций социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами (материальными носителями наследственности), отобранными в процессе эволюции. Издавна характерными для человека является трусость, ложь, эгоизм, агрессивный инстинкт, другие пороки. Мутация генов, которые являются носителями нравственности, по словам представителей биологизаторские концепции, ведет к бесчувственности (этим они объясняют преступления и другие асоциальные проявления в поведении человека).
Биологизаторские концепция является односторонней, часто используется как ширма теми, кто не хочет или не умеет воспитывать других и себя, пытается все недостатки объяснить отрицательной наследственностью, против которой человек бессилен. Она открывает простор для обоснования естественного неравенства способностей людей различных рас и национальностей. Расисты, например, считают, что представители белой расы превосходят по наследственностью чернокожих людей, а потому должны господствовать над ними. Жизнь и педагогический опыт убедительно опровергают эти утверждения, поскольку каждый ребенок, к какой бы расе или национальности она ни принадлежала, может при соответствующих условиях достичь высокого уровня развития.

Источники социологизаторского направления начатые еще в средние века теорией tabula rasa, согласно которой психика человека в момент рождения является «чистой доской», однако под влиянием внешних условий, воспитания в ней постепенно возникают присущие человеку психические качества. Представителем этого направления был французский философ Клод Анри Гельвеций (1715-1771), считавший, что все люди рождаются с одинаковыми природными данными, а дальнейшая неравенство их умственных способностей и моральных качеств обусловлено неодинаковыми внешними условиями и воспитательными воздействиями. Эти утверждения были против господствующих в то время концепций врожденной обусловленности психического развития, социального неравенства людей.

Одним из проявлений социологизаторской концепции развития была распространена в 20-30-е годы XX в. социогенетический теория, сторонники которой доказывали, что основным фактором психического развития ребенка является приспособление ее к социальной среде.
Общим для биологизаторские и социологизаторских теорий развития во взглядах на ребенка является то, что они выходят из механистической концепции развития и рассматривают ее как пассивный объект внешних воздействий, как игрушку (в одном случае в руках наследственности, в другом социальной среды). Поэтому их невозможно принять за основу понимания закономерностей развития ребенка .

На современном этапе распространена теория конвергенции биологического и социального факторов. Согласно ей психология детей и психическое развитие обусловливается взаимодействием наследственности и среды: наследственности отводится определяющая роль, среде - роль регулятора условий, в которых реализуется наследственность. Однако эта теория не имеет объяснений случаев, когда в одной семье вырастают дети с разными характерами, имея одинаковую наследственность (однояйцевые близнецы).

Современная наука убедительно доказывает, что ни наследственность, ни среда, как их понимают сторонники конвергенции двух факторов, не определяют развитие ребенка.

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 1601 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz