Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Детская психология

Сущность детской психологии

Сущность детской психологии

Детство является периодом быстрого и интенсивного развития человека. Другие периоды не предусматривают такого количества своеобразных жизненных этапов, как раннее и дошкольное детство.
На протяжении 6-ти - 7-ми лет жизни, в психике ребенка происходят грандиозные прогрессивные изменения. Познавая мир и себя, она постепенно формируется как личность, развивает свои психические качества и свойства, внутренний мир, в меру своих физических, интеллектуальных, духовных сил включается в жизнедеятельность социума. По физическими, физиологическими и психологическими качествами младенец заметно отличается от дошкольника, дошкольник от подростка, подросток от юноши, юноша взрослый. Возрастное развитие личности человека, присущих ей психических процессов и свойств от пренатального (дородового) периода до последних дней жизни изучает возрастная психология, в структуре которой, согласно основным периодам жизни человека, выделяют детскую психологию, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и Геронтопсихология (психология людей пожилого возраста). Детская психология вместе с педагогикой, физиологией, педиатрии и другими науками изучает ребенка, развитие его психики течение первых семи лет жизни.

Детская психология (греч. psyche-душа и logos - слово, учение) - отрасль психологической науки, которая изучает факты и закономерности психического развития ребенка на разных возрастных этапах, а также закономерности перехода от одного возрастного этапа к другому.
По словам украинских-российского психолога Даниила Эльконина (1904-1984), детская психология изучает закономерности развития ребенка как члена общества, т.е. его психику, сознание, психическое развитие от рождения до поступления в школу. В процессе формирования его как члена общества и как личности происходит развитие детской психики, сознания от присущих младенцу элементарных форм до свойственных взрослому человеку развитых форм сознательного отражения действительности. Поэтому предметом детской психологии есть общие закономерности психического развития в онтогенезе (индивидуальном развитии), его возрастных периодов, причин и механизмов перехода от одного периода к другому, их характерных признаков и психологических механизмов, ее специфика заключается в необходимости исследования не только психических процессов и качеств, но и законов, закономерностей их возникновения и становления. Ведь постоянный психическое развитие ребенка, переход от элементарных реакций в сложных и осмысленных действий, овладение речью, первые проявления самостоятельности, несмотря на индивидуальные различия, имеют много общих признаков, и исследует детская психология. Несмотря на то что все дети разные, объединяет их неизбежная необходимость преодолеть определенные этапы (стадии) развития. Ребенок меняется на каждом возрастном этапе, и эти изменения закономерны и имеют свои причины.
Детская психология изучает психологические особенности детей каждого возрастного периода, обращая внимание прежде
на то, что нового на определенном этапе их жизни возникает, развивается, чем обогащается общее психическое развитие ребенка. Эти изменения происходят в деятельности детей, их общении со взрослыми и сверстниками, познании ими окружающего мира.
В деятельности дети учатся видеть, слушать и слышать, думать и делать выводы. От особенностей этой деятельности зависит развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, способностей, речи, чувств, воли. В этом многообразном процессе возникает индивидуальность, формируется личность ребенка.
В Украине проблемы детской психологии исследует лаборатория психологии дошкольника Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. Усилия ее ученых сосредоточены на таких вопросах: формирования гуманных чувств у дошкольников в условиях общественного и семейного воспитания, психологические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей в дошкольном учреждении, особенности развития взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в детском саду и семье; развитие произвольного поведения дошкольников; психологическое обеспечение развития способностей ребенка в специфически детских видах деятельности; взаимодействие детского сада и семьи для оказания психотерапевтической помощи детям, пострадавшим от аварии на ЧАЭС.

Категория: Детская психология | Добавил: manzark (06.06.2012) W
Просмотров: 712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz