Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » Дошкольная педагогика практикум

Формы взаимосвязи педагогики с другими науками

Дошкольное образование - целостный процесс, направленный па всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальных, психических и физических особенностей, культурных потребностей формирование ребенка дошкольного возраста моральных норм, приобретение им жизненного социального опыта.

Формы взаимосвязи педагогики с другими науками:
1) использование ведущих теоретических положений и обобщающих выводов других наук, например, философии, идеи которой выполняют методологическую роль в изучении педагогических явлений;
2) творческое заимствование методов исследований других наук, в частности, психологии, которая помогает построить систему эксперимента, наблюдение за поведением и деятельностью детей;
3) использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук;
4) участие в комплексных исследованиях человека.
Дошкольная педагогика - это наука о закономерностях воспитания и обучения детей от рождения до школы.

Задача дошкольной педагогики:
• обоснование парадигм педагогической теории и практики, среди которых главное место занимает гуманистическая, направленная на личностное развитие каждого ребенка;
• выявление закономерностей обучения и воспитания ребенка к школьному возрасту;
• исследование особенностей развития ребенка в процессе обучения и воспитания.

Источники дошкольной педагогики как науки:
• этнопедагогика;
• идеи выдающихся педагогов прошлого;
• экспериментальные исследования проблем развития и воспитания;
• передовой педагогический опыт;
• данные смежных наук.

Этнопедагогика - наука об опыте народа в воспитании подрастающих поколений.
Компоненты этнопедагогики (по Н. И. Стельмахович):
• народная фамилистика - знания и опыт строительства сильной и здоровой семьи;

Актуальные проблемы дошкольной педагогики:
• разработка основ научно-методического обеспечения педагогического процесса в детском саду в новых условиях;
• изучение путей осуществления личности и ориентированность подхода в воспитании;
• изучение особенностей развития духовности ребенка как доминирующего начала в структуре личности;
• определение научных основ работы с одаренными детьми;
• исследование педагогических условий полноценного физического и
психического развития ребенка в дошкольные годы.

Основные пути реформирования дошкольного образования и психология образования:
1) комплексное изучение проблем семейного и общественного воспитания в современных социальных условиях;
2) установление возрастных нормативов физического, психического и духовного развития детей;
3) создание организационно-методической службы семьи, оптимальных
научно-методических условий деятельности дошкольных учреждений разных типов;
4) обновление содержания, форм и методов воспитания и развития детей.

Педагогическое исследование - это процесс научного определения актуальной педагогической проблемы, ее изучение и анализ результатов.

Содержание педагогического исследования - творческий целенаправленный поиск путей совершенствования воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Методология педагогического исследования - определяющие положение о цели, структуру, функции и методы научно-педагогического исследования. Требует объективного рассмотрения педагогических явлений в их развитии и взаимосвязи.
Логика педагогического исследования - содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач.

Главные критерии эффективности научно-педагогического исследования:
- Получение нового научного результата;
- Обогащение теоретического знания, которое может способствовать процессу воспитания и обучения детей.

Уровни педагогического исследования:
• Теоретико-методологический - направлен на анализ существующих педагогических теорий и создания новых.
• Теоретический и методический уровне обеспечивают решение теоретических и методических проблем обучения и воспитания детей.
• Историко-педагогическое исследование имеет целью изучение конкретных проблем истории педагогики, его эффективность обусловлена не только новизной выявленных исследователем данных, но и их прогностическим значением для развития науки и практики.
Концепция - система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска.
Мониторинг - система контроля, отслеживания за процессом и результатами исследования. Включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.

Принципы методологические (лат. - основа, первоначало) - основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы должны быть обоснованными, носить обобщающий характер и быть обязательными для исполнения.

Исследовательский подход - исходный принцип, исходная позиция. В современных педагогических исследованиях реализуют:
• системный подход - ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений;
• комплексный подход - рассмотрение группы явлений в совокупности;
• целостный подход - обеспечивает целостность объекта;
• личный подход - предполагает отношение к воспитаннику как к личности, как к самосознательного субъекта собственного развития и субъекта воспитательного взаимодействия;
• деятельностный подход - заключается в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, опосредования межличностных отношений;
• исторический подход - ориентирует на изучение конкретно исторической
генезиса и развития объекта исследования



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольная педагогика практикум | Добавил: manzark (06.06.2012)
Просмотров: 1934 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz