Педагогическое исследование 1.Значение научных исследований в области дошкольной педагогики. 2.Методологичний аппарат педагогического исследования. 3.Этапы педагогического исследования. 4.Характеристика методов научного исследования. 5.Использование передового педагогического опыта. Задание для самостоятельной работы: • Докажите значение выбора цели и выделение задач педагогического исследования. Проиллюстрируйте конкретным примером. • Чем ценен метод педагогического наблюдения? Сравните жизненное и научное наблюдение. • Покажите взаимосвязь этапов научного исследования. Определите роль методологических основ и рационального подбора методов. • Определите актуальную для научного исследования проблему дошкольной педагогики и разработайте исследовательский аппарат ее изучения: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования. • Охарактеризуйте взаимосвязь педагогической науки и практики и роль передового педагогического опыта. • Чем объясняется возможность различных интерпретаций одного и того же педагогического факта? Предложите, как минимизировать влияние личностного фактора интерпретатора на результаты интерпретации.
Краткий справочник Педагогика - наука о воспитании. Раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности. Воспитание - в широком социальном смысле - средство передачи старшими поколениями и активным усвоением следующими социального опыта человечества, необходимое условие прогресса общества. Воспитание - в широком педагогическом смысле - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников. Воспитание - в специфическом педагогическом смысле - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. Объект педагогики - воспитание как сознательный и целенаправленный процесс. Предмет педагогики - противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, определяют развитие личности. Педагогическое явление - явление, которое происходит в процессе взаимодействия педагогов и воспитанников и отражает решения определенных педагогических целей. Педагогический факт - сведения о педагогической деятельности, которые удостоверяют определенные изменения в развитии, воспитании и обучении человека. Основные понятия педагогики: • образование; • развитие; • воспитание; • обучение; • педагогический процесс. Образование - процесс и результат овладения системой знаний, умений и навыков и формирование на их основе мировоззрения и качеств личности. Развитие - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних социальных и природных факторов. Различают психическое, физическое и общее развитие. Воспитание - процесс целенаправленного воздействия с целью создания благоприятных условий для развития личности. Обучение - специально организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности. Педагогический процесс - динамическая система, объединяющая процессы воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника. Самовоспитание - осознанная, целенаправленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление негативных личностных качеств. Самообразование - активная, целеустремленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в области, которая его интересует. Главные функции воспитания в современных условиях: • приобщение воспитателей и детей к ценностям духовной культуры своего народа и всего человечества и на этой основе - воспитание духовности и нравственности; • социальная защита прав и достоинства ребенка, охрана подрастающего поколения, обеспечение условий для полноценного развития физических, умственных и творческих способностей; • оказание помощи ребенку в жизненном самоопределении. Общая цель воспитания - формирование целостной, гуманной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей национальной и общечеловеческой культуры в творческой жизнедеятельности. Педагогизация общества - усиление влияния педагогики на социальную действительность, взаимоотношения людей, средства массовой информации. Система педагогических дисциплин Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания, обучения и образования, разрабатывает общие основы организации и осуществления педагогического процесса. Общая педагогика состоит из четырех разделов: - Основы педагогики - изучает философские основы педагогики, системы образования; - Дидактика - теория обучения как средства образования и воспитания; - Теория воспитания - изучает сущность процесса воспитания, его закономерности, тенденции и разрабатывает цели, содержание, принципы, методы и формы организации воспитательного процесса; - Школознавство (теория управления учебно-воспитательным о процессом) - система управления школой и деятельность органов образования. Возрастная педагогика изучает закономерности, методы, средства и приемы обучения и воспитания на разных стадиях развития человека. Делится на следующие направления: - Дошкольная педагогика - наука, изучающая закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста; - Педагогика школы - наука, изучающая содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. Профессиональная педагогика - наука, исследующая и разрабатывает закономерности, содержание, формы и методы профессионального образования. Выделяют следующие направления: - Педагогика профессионально-технического образования - отрасль педагогики, изучающая подготовку квалифицированных специалистов среднего звена; - Педагогика высшей школы имеет предметом закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения. Социальная педагогика - наука о социализации личности в процессе взаимодействия с различными социальными институтами и социально ним средой в целом. Научно-теоретическую структуру социальной педагогики образуют: - Агогика - отрасль педагогики, изучающая проблемы впереди ния отклонений в поведении детей и подростков; - Герогика - исследует социально-педагогические проблемы пожилых людей; - Андрагогика - изучает проблемы образования и воспитания человека на протяжении всей его жизни; - Виктимология - разрабатывает проблемы категории людей, ставших жертвами неблагоприятных социальных условий и насилия. Семейная педагогика предмет закономерности процесса формирования личности в семье и особенности ее воспитывая влияния. Этнопедагогика - наука о специфике и закономерностях народного воспитания, его опыт, накопленный в национальной культуре, традициях, обычаях, фольклоре. Специальная (коррекционная) педагогика - изучает проблемы и разрабатывает методы воспитания, обучения и образования детей с различными физическими и психическими недостатками. Делится на следующие направления: - Сурдопедагогика - воспитание и обучение глухих детей; - Тифлопедагогика - воспитание и обучение слепых детей; - Логопедия - воспитание и обучение детей с расстройствами речи; - Олигофренопедагогика - воспитание и обучение умственно отсталых детей. История педагогики изучает процесс исторического развития образования и педагогической мысли в их единстве и взаимодействии с современными проблемами образования. Сравнительная (компаративистская) педагогика исследует воспитательные и образовательные системы в разных странах, закономерности их функционирования, развития и взаимодействия.
Источник: http://mypsiholog.com |