Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 28.03.2024
Главная » Статьи » Дошкольное воспитание

Общение с ребенком
МОДЕЛЬ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РЕБЕНКОМ
Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют влияния взрослого, опережающая инициатива которого поднимает деятельность ребенка на высший уровень. Без постоянной поддержки взрослого развитие общения дошкольника замедляется, что приводит к различным психологических нарушений и проблем.
Нормальное развитие общения дошкольника имеет выразительный положительное влияние на ускорение общего развития детей.
В одном из экспериментов взрослый ежедневно по 7-8 минут ласкал, гладил, улыбался, говорил ласковые слова малышам в возрасте 2-4 мес. Сравнению с другими эти дети демонстрировали лучше развитую внимание и интерес к окружающему.
С другой стороны, оптимизация общения дошкольника обеспечивает устранение причин других трудностей его психического развития, прежде всего в сфере:
а) речь (за счет активизации потребности в понимании речи взрослого);
б) личности (преодоление робости, тревожности);
в) различных видов деятельности.

Общение по определению предполагает высокую активность его участников, взаимодействие партнеров. Условиями эффективности педагогического общение называют: личностные взаимоотношения (Бодалев А. А., Ковалев А. Г.) теплый, интимный, отчетливое отношение воспитателя (Котырло В. К.), положительное, теплый, эмоционально окрашенное отношение (Кулачкивська С. Е. ) диалогическое общение с доминантой на собеседника (Флоренский Т. О.). В основе этих характеристик лежат отношения равенства, которые складываются между партнерами в общении.
Может ли ребенок выступать партнером для педагога или другого взрослого? О таком партнерстве можно говорить лишь в определенном смысле. Оно заключается в принятии людьми друг друга как безусловных ценностей, в установке универсальность возможностей каждого человека, в доброжелательности и взаимопонимании. Данный аспект взаимосвязей ребенка с социальным окружением необходим в единстве с другим, таким, акцентирует различия в позициях воспитателя и воспитанника. Последний основном и учитывается на практике, что приводит к снижению самостоятельности, инициативности, креативности ребенка. Воспитательные воздействия, ориентированные на диалогическое общения, способны стимулировать творчество ребенка, только начинают разрабатываться и не имеют широкое практическое применение.
Создание атмосферы доброжелательности, открытости, эмоциональной приподнятости, радости в общении дошкольника со взрослым зависит от содержания контактов, адекватного уровня коммуникативного развития ребенка.
С В. Корницкий предлагает три программы взаимодействия взрослого с ребенком, по возрасту последней. Принятие ребенком программы оказывается в минимуме отвлечений и проявлений нежелание контактировать, а также в наиболее активном взаимодействии.

I программа: Нежность взрослого, выражающаяся его доброжелательным вниманием к ребенку, улыбка, прикосновение и понижение, качания. Взрослый берет ребенка на руки, на колени, сопровождает действия ласковыми нежными словами, содержащие одобрение ребенка. Этой программой наиболее удовлетворены младенцы.
II программа: общение, опосредованное игрушкой или набором игрушек. Совместное действие взрослого и ребенка по игрушек с обеспечением инициативности ребенка. Для детей раннего возраста.
III программа: вербальное общение. Взрослый разговаривает с ребенком, декламирует стихи, проговаривает прозаические тексты, внимательно глядя на ребенка. Беседы на различные темы с поддержкой и поощрением инициативы детей. Для детей дошкольного возраста (3 - 6), обеспечивает лучший эмоциональный настрой и высокую активность детей во взаимодействии.
Если ребенок плохо воспринимает соответствующую его возрасту программу, то ее коммуникативная потребность находится за пределами возрастных показателей общения. Следует установить опережение или отставание развития коммуникативных потребностей и подобрать адекватную программу общения.

Заключение о модели оптимального общения дошкольника со взрослым:
- Важное значение в возникновении и развитии у детей общения имеют влияния взрослого, опережающая инициатива которого поднимает деятельность ребенка на более высокий уровень;
- Нормальное развитие общения дошкольника ускоряет ход его общего развития;
- Оптимизация взрослым общения дошкольника обеспечивает устранение причин других трудностей психического развития;
- Общим условием оптимизации общения с дошкольником является создание взрослым атмосферы доброжелательности, открытости, эмоциональной приподнятости, радости;
- Взрослый должен контролировать ход развития общения дошкольника, устанавливая опережение или отставание развития его коммуникативных нужд и подбирая адекватную программу общения с ребенком.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольное воспитание | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 715 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz