Главная » Статьи » Дошкольное воспитание |
Психическое развитие ребенка до года, раннего возраста
Психическое развитие ребенка до года Ранний возраст отличается появлением фундаментальных жизненных достижений: хождение, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в ходе самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентация в пространстве, растут познавательные возможности. Достижения малыша в овладении предметами к концу первого года жизни получают в раннем возрасте особого расцвета. Общение ребенка со взрослым происходит как их совместная деятельность, отношения между ними опосредованы предметом, предметными действиями. В процессе такого общения происходит активное усвоение ребенком социально выработанных способов использования предметов. Первые предметы, которыми овладевает ребенок, кроме игрушек, - бытовые в их функциональном назначении, что порождает предметные действия, а не манипуляции, как на 1-м году жизни. Физические свойства предметов прямо не указывают на то, как их нужно употреблять. Носителем социально выработанных способов использования предметов выступает взрослый. Ребенок находится в противоречивой ситуации: она стремится сама выполнить действие, но не может этого сделать без образца взрослого. Преодоление этого противоречия приводит к тому, что возникает ситуативно-деловое общение как средство осуществления предметной деятельности, в ходе которой ребенок овладевает назначению предметов, учится действовать с ними так, как принято в обществе. Социальная ситуация развития ребенка до года - раннего возраста обусловлена общением со взрослым как формой организации предметной деятельности малыша. Общение с взрослым происходит по поводу предметных действий с помощью речи, снижается его эмоциональность. Интенсивно развивается речь, вытесняя жесты и лепет. Такая форма общения - ситуативно-деловая. Деловые качества взрослого становятся главным мотивом общения. В 2,5 года ребенок в игре подражает взрослому, у него развивается символическое действие (использование заменителей). Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка. Наследования включает два компонента: копирование и отбор определенных образцов для подражания. Впоследствии возникает отсроченное подражания за памятью. Дети подражают действию, которым еще не овладели, и это способствует их усвоению. Предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного с взрослым выполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметной действия. Вторая линия приводит к овладению способом использования предмета, к обобщению образа и возникновения игрового действия, которая этот способ изображает. В результате у ребенка возникает предметное отношение к действительности, которую он понимает как совокупность предметов с определенным назначением и функциями. К концу 1-го года возникает узнавание (на основе неразрывной связи памяти и восприятия), предвидение, способность к замещению. Предметно-манипулятивная игра имеет две формы: игра-исследование, игра-конструирование. Взаимодействие с ровесником и развитие ребенка до года. Ребенок развивается по следующим этапам: 1 этап - отношение к ровесника как к объекту (касаются пальцами глаз другого малыша) 2 этап - 18-20 мес. - Игра «рядом, но не вместе». Взаимодействие с ровесником способствует развитию самосознания, имеет следующие проявления: - С 2-х г. малыш комментирует свои действия (эгоцентрическое вещания ния), называет себя в 3-м лице; - Зрение. - Узнает себя в зеркале; - Осознает себя как личность (новообразование «Я», появление местоимения «я»); - С 2 г. - дети сравнивают себя с другими, зарождается самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослого. В процессе общения с окружающими ребенок учится понимать другого человека. Из 1,5 г. возникает стремление утешить расстроенного человека, эмоциональный отклик на ее переживания. К концу раннего возраста разрушаются прежние отношения ребенок-взрослый, перестраивается социальная ситуация развития. Ребенок начинает осознавать определенный уровень своей компетентности в деятельности, успех в овладении предметами, подражании взрослого и становится инициатором изменения отношений со взрослым, направленных ванной на расширение самостоятельности. Теперь вхождение во взрослую жизнь связано с сюжетно-ролевой игрой, где ребенок переживает себя взрослой. При блокировании взрослым стремлений ребенка к самостоятельности возникает кризис 3-х лет, впервые описанный Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Симптомы кризиса 3-х лет: 1. Негативизм - отказ выполнять требования; 2. Упрямство - малыш настаивает на своем решении, привлекает внимание взрослого к необходимости уважать его мнение; 3. Непокорность - протест против привычного порядка в доме; 4. Отстранение от взрослого - «Я сам»; 5. Обесценивание взрослых; 6. Протест. Достижения раннего детства в психическом развитии - развитие ребенка до года : - На основе физического развития значительно расширяется самостоятельность ребенка, что приводит к осознанию ею себя как деятеля («Я сам»); - Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста выступает предметно-манипулятивная деятельность, имеющая игровое окраски; - Предметно-манипулятивная деятельность осуществляется на основе предметных действий, которые развиваются у малыша с манипуляций; - Развивается ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; - Познавательные процессы тесно взаимосвязаны; ведущим из них выступает наглядное восприятие, на основе которого развивается узнавание, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение, ребенок переходит к активной речи. Источник: http://mypsiholog.com | |
Просмотров: 629 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |