Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » Дошкольное воспитание

В дошкольном возрасте - развитие общения и совместной деятельности с ровесниками
Развитие общения и совместной деятельности с ровесниками в дошкольном возрасте. Вся эмоционально-практическая форма общения младенца
Возрастная динамика общения и совместной деятельности дошкольников заключается в росте содержательности, избирательности, стабильности отношений, в развитии потребности в общении и сотрудничестве, их интенсивности и ориентированности на интересы сверстников.

С 3-х месяцев жизни закладывается основа как общения, так и совместной деятельности со сверстниками.
Коллектив исследователей выделяет три формы общения со сверстниками в дошкольном возрасте: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое.

Сначала контакты детей со сверстниками возникают на удовлетворение потребностей в активности и новых впечатлениях. Под влиянием организующих воздействий взрослого, на основе других потребностей ребенка происходит первичное оформление потребности детей в общении со сверстниками.
У новорожденного общение с ровесниками имеет выразительный субъективный характер, ограничиваясь непосредственными эмоциональными связями. Положительные эмоциональные реакции ребенка возникают при восприятии ровесника как интересного объекта познания, ребенок чутко реагирует на настроение сверстника, проявляется эффект заражения эмоциями.

Признаком первых проявлений потребности в общении со сверстником считают первые контакты между детьми, которые возникают с 3 месяцев. Содержанием этого контакта является интерес и удовольствие при наблюдении за ровесником. Дальнейшее развитие общения со сверстником связано с возникновением у младенца комплекса оживления в контексте его общения со взрослым. Комплекс оживления относительно ровесника наблюдается примерно с 5 месяцев. Развитие способности ребенка манипулировать предметами приводит к тому, что начинается развитие совместного действия дошкольника со сверстником. Во втором полугодии первого года жизни влияние ровесника находит отражение в действиях ребенка, следует их за ровесником, эпизодически включается в его действие: один ребенок держит в руке игрушку, другая прикасается к ней, пытается вернуть. То есть складываются деловые контакты между детьми в форме совместных предметно-практических и игровых действий.

К концу младенческого возраста формируется отчетливое познавательное отношение к ровесника: малыш касается его лица, дергает одежду, волосы, «пробует на вкус» его пальчики - относится как к физическому объекту. Вместе малыш улыбается другой детское, несет ей игрушки, подобно тому, что он делает в общении со взрослым. Стремление к общению со сверстниками носит ситуативный и невнятный характер. Дети обращают внимание на сверстников, если они оказываются в поле их восприятия, но инициативы в поиске партнера среди сверстников не проявляют. С этим связана мнение большинства психологов, общение между сверстниками до года в собственном смысле этого понятия отсутствует. На этом этапе создается фундамент для появления собственно общения со сверстниками в раннем возрасте.

Первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая - возникает до 2-х лет. При этом потребность в общении со сверстником выражена все еще слабо - она является четвертым по значению после потребностей в активном функционировании, в общении со взрослыми, в новых впечатлениях.

Первый содержание потребности в общении со сверстником заключается в стремлении ребенка к соучастию в развлечениях и забавах, где возникает возможность самовыражения. В группах детей возникает общий эмоциональный фон: они вместе смеются, бегают, кричат.
Характерные отдельные эпизоды общения, редкие контакты между сверстниками. Дети увлеченно играют наедине с игрушками, не требуя общения с ровесниками.

В раннем возрасте возникает пред участие в общении с ровесниками, характерна игра рядом, но не вместе. Возрастает роль речи.
Вклад этой формы общения со сверстником в развитие заключается в усвоении ребенком способов и мотивов познавательной деятельности, в содействии выявлению инициативы, в расширении спектра эмоций.




Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Дошкольное воспитание | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 660 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz