Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Среда, 24.04.2024
Главная » Статьи » Экологическая психология

Психология субъективного образа жизни
Психология субъективного образа жизни
Образ жизни как психосоциальная категория также существует в субъективном представлении или психологической, ментальной картине мира. Однако он есть и конкретная данность бытия. И, вероятно, между этими планами реалий - того, что вкладывается в понятие "образ жизни", и тем, что он есть на самом деле, существуют сходные моменты и элементы различия.

С ранних лет человек включается в социальные взаимодействия, хотя не все они, не всегда и не в должной полноте осознаются. Вероятно, большая часть из них вообще не осознается. Однако будет ли "бесследной", индифферентной для субъективного опыта та часть социального бытия, которая не осознается? Видимо, безразличной и безучастной она не бывает, поскольку так или иначе получает свое отражение в нашем субъективном мировосприятии.

Не будем заострять внимание на подсознательном или бессознательном. Даже тогда, когда находясь в полном сознании и здравом уме мы взаимодействуем со сложной, динамичной и субъективной по содержанию тканью социальной жизни, то вряд ли способны воспринимать всю ее видимую (сенсорно отражаемую) часть в достаточной полноте, не говоря уже о многообразии комбинаций смыслоценностных, коммуникативных, информационных и других составляющих. И тем не менее в нашем опыте это остается. Это значит, что пластичность и резервная мощность нашей психики способны фиксировать производные от непосредственных чувственных схем модусы, вариативные тонкости и нюансы многообразия всех форм социальной жизни, которые не всегда отчетливо представлены в саморефлексии, но запечатлеваются в виде каких-то своеобразных контуров, общих или обобщенных очертаний. Сказанное больше относится к имплицитности, т. е. свернутости саморефлексии субъективных образов, стилей, стереотипов действия, характера организации реального существования.

В типичных для обыденной жизни условиях дефицита информации люди приписывают (как бы присваивают) воспринимаемым фактам скрытые от наблюдения причины. Явление дополнения или приписывания стихийного и не сопряженного с поиском доказательного объяснения получило в социальной психологии наименование каузальной атрибуции (в буквальном переводе с латинского - приписывание причин).

В когнитивной психологии выделяют несколько типов каузальной атрибуции .

Мифологический тип каузальной атрибуции.
Если человек интересуется социальными явлениями, то он не ограничивается оценками, а пытается уяснить их причины. В условиях информационного дефицита он будет мыслить по принципу конфигуративной атрибуции, приписывая причины либо исключительно действиям определенных групп людей (персонифицированная атрибуция), либо обстоятельствам (ситуативная атрибуция), либо тому и другому одновременно. Выбор виновников производится как на основе сложившихся стереотипов, так и на каких-то собственных впечатлениях. Так возникает мифологический тип экопсихологических представлений, где во всем и вся виноват, скажем, Чернобыль.

Стихийно-реалистический тип каузальной атрибуции.
Для этого типа приписывания причин характерно то, что интерес направлен не на самые острые, а преимущественно на близкие и актуальные проблемы. Предпочтение отдается собственному опыту и прагматическим интересам. В оценках событий приводятся такие тезисы, которые соответствуют собственным предпочтениям, симпатиям и антипатиям. Представления чаще всего противоречивы, нередко алогичны, разрозненны, нецелостны. Дело здесь не в отсутствии системного видения, а в ином основании связующего принципа, в частности, не в логическом, а в ситуативном или эмоциональном, отсюда и склонность ориентироваться на свои интересы.

Рефлексивный каузальной атрибуции.
Рефлексивный способ приписывания причин отличается высокой согласованностью представлений. Здесь целостность системы представлений сконцентрирована на какой-то идее. Идея позволяет порой иметь логически организованные и адекватные представления, а порой - догматические, стереотипизированные воззрения или некие крайности, в которые люди глубоко уверовали.
Инертно-фаталистический тип каузальной атрибуции
Этот тип приписывания причин наиболее примитивный. Характерным для него является восприятие социальной действительности как сферы действия сил и процессов, не поддающихся ни пониманию, ни управлению, ни контролю. Представления о конкретных событиях зависят от внешних интерпретаций, чужих мнений, социальных стереотипов, источников и средств массовой информации, слухов, догадок и пр.

Все типы каузальной атрибуции в социальном гнозисе либо взаимно связаны при некотором доминировании какого-то из них, либо проявляются почти в "чистом виде". Учитывая их влияние на жизнедеятельность и внутренний план организации, в экологической психологии следует не только ориентироваться на них, но и системно изучать.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Экологическая психология | Добавил: manzark (23.07.2012)
Просмотров: 529 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz