Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 28.03.2024
Главная » Статьи » Эмоции

Жестикуляция выразительные движения
Выразительная функция
Эмоциям вообще свойственна сигнальная функция. Они могут выступать как в роли внутреннего сигнала (оценочная и побудительная функции), так и в роли внешнего сигнала (выразительная функция).
Выразительные движения свидетельствуют о наличии определенного процесса в психике. Существует перечень стандартных выразительных движений, общие для многих людей, даже многих культур. Такими универсальными выразительными движениями является улыбка, плач. Вместе представителям разных культур свойственны специфические эмоциональные проявления (когда и сколько надо плакать, как улыбаться). В Черногории мужчины и женщины на похоронной церемонии плачут отдельно. В Японии проявление печали и боли в присутствии человека, вышестоящей, рассматривается как демонстрация неуважения. Наблюдение за позами и жестами свидетельствует о целесообразности выразительных движений: человек может скрывать свое эмоциональное состояние, не выражая его вербально, и тренировать с этой целью свои жесты. Кроме общих и специальных, личность может иметь индивидуальные, только ей присущие выразительные движения, которые являются свидетельством уровня его психического развития, его психической и эмоциональной зрелости. Внешнее выражение чувства влияет на него, то есть формируя внешнее выражение эмоций, мы регулируем их проявление. Символическое значение, которое выразительные движения имеют для других людей в процессе общения, начинает регулировать применение его личностью. Так, у великих мастеров слова из непроизвольных сначала эмоционально-выразительных оборотов речи порождаются изящные стилистические приемы магического воздействия на других людей.
Эмоции и чувства, которые испытывает человек, требуют внешнего проявления. Наиболее характерные формы их воплощения - определенные изменения в выражении лица (мимика), в осанке всего тела (пантомимика), а также в особенностях поведения. Через свое внешнее выражение эмоции и чувства помогают человеку налаживать как интерперсональный (с другими людьми), так и интраперсональный (с самим собой) связь.

Выразительные движения имеют индивидуальный характер. Восприняв личностное фон, выраженное языком эмоций, мы проникаем дальше, за пределы внешнего выражения. Изменения уровней восприятия выразительных движений - от общего, что есть у многих субъективных состояниях, к одинаковому, что у представителей одного вида, и в индивидуальной - является психологической особенностью нашего отношения к субъекту сравнению с объектом. При этом мы распредмечиваем эмоциональный мир другого и не только входим в его мир, а через свои выразительные движения раскрываем свой мир эмоциональных переживаний.

Мы должны одинаково хорошо научиться интерпретировать свои эмоциональные переживания и особенности поведения других людей, свидетельствуют об их эмоциональные состояния. Это совсем не легкая задача. Однако значительную помощь в этом оказывает язык. Однажды идентифицированы чувство дальнейшем легче распознаются и подвергаются интерпретации. Но все переживаемые чувства удается правильно понять и определить.
Изучая ошибки в интерпретации внешнего выражения эмоций и основываясь на результатах исследований многих других авторов, Р. Вудвортс предложил такую линейную шкалу эмоций:

I - Любовь, веселье, радость
II - Удивление
III - Страх, страдание
IV - Гнев, решительность
V - Отвращение
VI - Презрение.


Чем дальше друг от друга на этой шкале находятся эмоции, тем менее вероятен смешивания их при оценке внешнего выражения. Например, удивление иногда ошибочно идентифицируется как радость или страх и почти никогда - как отвращение. X. Шлосберг, который заинтересовался этой проблемой, пришел к выводу, что шкала эмоций является, по сути, не линейной, а круговой. Действительно, могут ошибочно считаться одна за другой не только смежные эмоции, а эмоции, расположенные на противоположных концах шкалы, например, презрение может идентифицироваться и как отвращение, и как любовь.
Проявление эмоциональных состояний является выразительным и легче и точнее поддается интерпретации, если касается простых эмоций с сильной интенсивности. Форма выражения характерных только для человека чувств, например любовь или дружба, обычно бывает очень сложна и многогранна. Значительно легче выражением лица и движениями тела распознать, что кто-то переживает сильные эмоции гнева и страха, чем чувство тоски или привязанности. Выражение сложных чувств основном бывает, неоднозначен и очень трудно поддается идентификации даже близкими людьми. Не следует также забывать, что за очень сильных эмоций способы внешней реакции испытывают существенных деформаций и теряют свой типичный характер.
Внешнее выражение чувств важен еще потому, что помогает нам выразить свое отношение к окружающей действительности (ситуаций и людей), в нас самих и к своему поведению и собственных поступков. Свое отношение мы порой можем лучше выразить мимикой и жестами, чем словами. В свою очередь, наблюдая за мимикой и жестами других людей, мы можем достаточно точно установить, как они относятся к нам и к окружающему миру.
Социальный смысл эмоций определяет их зависимость от культуры. Причем это касается и внешней формы их проявления - выразительных движений, мимики, пантомимики, интонации речи. Так, смех в Китае может означать не радость, гнев, а в Японии - даже горе. Некоторые культуры специально культивируют эмоциональную невыразительность. Когда наблюдали за эмоциями японцев и американцев во время просмотра остросюжетного фильма, то заметили, что на одни и те же эмоциогенные ситуации они реагируют почти одинаково. Однако во время беседы о фильме американцы демонстрировали те же эмоции, тогда как японцы маскировали негативное отношение к определенным героев за вежливыми улыбками. Однако, несмотря на межкультурные различия, люди вообще правильно "прочитывают" выразительные движения, и это при том, что одних только выражений лица насчитывается около 360.

Возможно, это объясняется тем, что выразительные движения состоят из невольных, генетически обусловленных, и произвольных, заученных компонентов. Известно, что в слепорожденных и зрячих детей мимика практически не отличается, хотя с возрастом у зрячих она становится богаче. Больше это касается тех эмоций, которые оценивают окружающих (гнев, радость, интерес, пренебрежение), и меньше тех, которые направлены на самого индивида (страх, вина).




Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Эмоции | Добавил: manzark (24.07.2012)
Просмотров: 747 | Теги: Проявление эмоциональных состояний, Выразительные движения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz