Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » Основы психологии и познания

Психология в Древнем мире и в Средние века

Психология Востока
Во всех странах Востока решающее значение отводилось кровообращению, а основой жизненности считались два начала: густота крови и ее насыщенность воздухом. Если мысли, по мнению древних, локализовались в сердце, то чувства — в печени.
От древних медиков идет и учение о темпераментах. За основу темперамента индийские и китайские врачи принимали три элемента: воздухо-подобное начало, желчь (иногда кровь) и слизь. Китайские медики, например, выделили следующие типы людей:
1) с преобладанием желчи (или крови) — сильный, храбрый, сходный с тигром;
2) с преобладанием воздуха — неуравновешенный, подвижный, подобен обезьяне;
3) с преобладанием слизи — медлительный, малоподвижный.
Философские направления складываются в Индии и Китае
в середине I тыс. до н. э. При этом проблема души рассматривалась, прежде всего как этическая с точки зрения правильного поведения, усовершенствования личности, достижения блаженства. Стремление разрешить этические вопросы определило живой интерес к психологии индивида.
Китайский мыслитель Конфуций (551—479 до н. э.) поставил проблему соотношения врожденного и приобретенного в человеческой психологии. Он считал, что человек по природе добр, а портят его внешние обстоятельства. Стало быть, нужно преодолеть их вредоносное влияние, воспитывая способность к самоуглублению и внутреннему совершенствованию. Эту же точку зрения отстаивал крупнейший последователь Конфуция — Мэн-цзы (372—289 до н. э.).
В основе ряда индийских теорий умственной деятельности лежит идея неразрывной связи органа познания с объектом познания. Различают общение с объектом, созерцание, ассоциации, восприятие, интеллект. Шел поиск переходных моментов от ощущения к мышлению. Большое место в психологических учениях индусов занимал вопрос об иллюзиях восприятия, галлюцинациях, сновидениях, а также возможностях особого, сверхчувственного восприятия, изучаемого йогой.

Античная психология
В Древней Греции задолго до новой эры появляются философские системы, авторы которых берут за первооснову мира тот или иной вид материи — воду (Фалее), апейрон (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит). Душа трактуется как "искорка", частица материальной стихии.
В V веке до н. э. в Афинах разворачивается деятельность "учителей мудрости" — софистов, в центре интересов которых стоит человек. Рассматривается зависимость познания от интересов субъекта, соотношение между мышлением и речью, между чувственным и логическим и др.
Два великих мыслителя IV в. до н. э. — Платон и Аристотель — создали системы, которые на протяжении многих веков оказывают влияние на философско-психологическую мысль человечества. Так, Платон является родоначальником европейского идеализма. А психологическое учение Аристотеля, хотя и содержит идеалистические постулаты (прежде всего о том, что перво-двигателем мира является высшая бестелесная форма), имеет био-логическую направленность. Основные философские школы после Аристотеля бьши представлены перипатетиками (его последователями), эпикурейцами (последователями Эпикура) и стоиками. Всем древнегреческим учениям был свойствен интерес к этическим проблемам.

Характеристики древнегреческих учений
По учению Гераклита (530—470 до н. э.) из Эфеса, все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, безостановочно течет. Огненное начало в организме и есть душа — психея, которая испаряется из влаги и гибнет, вновь возвращаясь во влажное состояние. Гераклит впервые в истории психологической мысли разделил психическое и допсихическое состояния в организме, переходящие одно в другое. Его идеи о неразрывной связи души с космосом, о процессуальном характере психических состояний, о различных переходящих уровнях душевной жизни (зачатки генетического подхода) навсегда вплелись в научно-психологическое знание.
"Искорка души" у Гераклита преобразовывается в "огненные атомы" души у Демокрита, которые определяют необходимость изменения вещества причинным взаимодействием атомных потоков. Парменид из Элей провел принципиальное различие между миром чувственно постигаемым и миром умопостигаемым, первый из которых вечно изменчив, а второй — неподвижен. Эмпедокл переработал "теорию первоначала" в учение о четырех "корнях" существующего (огонь, воздух, вода, земля), которые вступают в бесконечное множество разнообразных соединений под действием двух начал — любви и вражды. Анаксагор (500— 428 до н. э.) считал мир состоящим из бесчисленного множества веществ (гомеолярий), движение которых упорядочено благодаря уму (нусу). Роль Анаксагора — в открытии зависимости частей от целого, которая присуща вещам по природе.
Пифагорейская школа VI—IV вв. до н. э. (об основателе которой — Пифагоре — нет достоверных сведений) была религиозно-мистическим союзом, проповедовавшим учение о вечном круговороте душ, о том, что душа прикреплена к телу в порядке наказания. Мироздание, согласно пифагорейцам, имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую структуру. Во всем царит гармония, имеющая числовое выражение.
Одним из самых замечательных мыслителей древнего мира был Сократ (470—399 до н. э.) — сын ваятеля и акушерки. Он стал философом, обсуждавшим проблемы теории познания, этики, политики, педагогики с любым человеком. Смысл деятельности Сократа (она получила название диалектики — нахождения истины с помощью беседы) состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти верный ответ (так называемый сократический метод). Девиз Сократа: "Познай самого себя ".
Родоначальником философского идеализма в западном мире был ученик Сократа Платон (428—348 до н. э.). Метод сократовской диалектики бьш соединен у него с пифагорейской трактовкой числа как первопричины и прообраза преходящих вещей. Платон представлял основу миропорядка как сферу вечных форм, скрытых за небосводом в виде царства идей, которое вечно и нетленно, а все остальное — от звезд до земных предметов — лишь их слабые копии.
Уроженец Стагиры, сын медика при македонском царе, ученик Платона и учитель Александра Македонского Аристотель (384—322 до н. э.) приходит к выводу, что душа "как начало живых существ" есть форма реализации способного к жизни тела. Решительный итог размышлений Аристотеля: "Душу от тела отделить нельзя". Если у Платона доминировала ориентация на математику, то у Аристотеля — на биологию. В трактатах "О душе", "О частях животных" и так называемых психологических сочинениях ("О памяти", "О сновидениях" и др.) Аристотель изложил систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов. В биопсихологии Аристотеля сомкнулись три подхода: гераклитовский (идея необходимости), демокритовский (идея причинности), анаксагоровский (идея упорядоченности). Душа, по Аристотелю, — принцип упорядоченности живого тела.
Последователь Демокрита Эпикур (ок. 342—270 до н. э.) утверждал, что материал души не однороден, а состоит из четырех элементов: огня, пневмы, ветра и безымянного элемента, являющегося носителем всех проявлений психической деятельности.

Психология в Древнем Риме
Ученик Эпикура в Древнем Риме Лукреций (ок. 99—55 до н. э.) назвал безымянный элемент animus (дух) в отличие от anima (душа). Лукреций считал, что душа и дух активны, способны подчинить тело, состоящее из более грубой материи.
Вплотную к понятию о сознании подошел римский врач Га-лен (129—199), который вслед за стоиками, различавшими пнев-му растительную и психическую, разделил последнюю на периферическую и центральную. Органами души Гален, как и Платон, считал мозг, сердце и печень. Большой вклад он внес в развитие учения Гиппократа (460—377 до н. э.) о темпераментах (учения о четырех жидкостях в организме, которые и являются основой четырех темпераментов).
Психологические воззрения римских идеалистов Плотина (ок. 204—269 или 270) и Августина (354—430) состояли в том, что основанием истинности является внутренний опыт: душа поворачивается к себе, в ней изначально заложено все знание. При этом соотношение природного и социального становится теоретической проблемой эпохи. В римский, как и в предшествующий древнегреческий, период господствовала идея примата разума, уверенность в том, что только на основе ясного и отчетливого знания возможно истинное человеческое счастье.

Учение о душе в феодальном обществе
В VIII в. зарождается схоластика — философия, которую использовали в средневековой школе для спекулятивно-логического обоснования богословия. Главный метод схоластики состоял в изложении и комментировании текстов. Первоначально схоластика основывалась на неоплатонизме, в дальнейшем (начиная с XIII в.) ее величайшим авторитетом становится Аристотель.
В арабоязычной науке, воззрения которой сложились под воздействием аристотелевских идей, выделяются два крупнейших ума — Ибн Сина (Авиценна, 980—1037) и Ибн Рушд (Аверроэс, 1126—1198). Созданный Ибн Синой "Канон" обеспечил ему в течение пяти столетий полную власть во всех медицинских школах средневековья. Ибн Сине принадлежало самое значительное после Галена учение о психофизиологических функциях. Совершенно новаторским следует также считать его подход к изучению аффектов и возрастной психофизиологии. Решающее зна-чение Ибн Сина придавал воспитанию человека.
Ибн Рушд стоит у истоков течения, подточившего европейскую схоластику. Два положения его концепции, принципиально не совместимые ни с Кораном, ни с Библией, стали объектом острейшей борьбы на протяжении многих столетий: во-первых, положение об уничтожимости индивидуальной души и, во-вторых, положение о богоподобии человека. Аверроизм разделил разум и душу.
Схоласты же отстаивали монопсихизм — неотделимость разума от человеческой души. Философское обоснование схоластики было завершено классическими системами Альберта фон Больштедта (Альберта Великого, ок. 1193—1280) и Фомы Аквинского (1225—1274). Систему Фомы (томизм) католическая церковь в дальнейшем канонизировала как единственно правоверную.
Под влиянием арабоязычной философии и науки в Европе возникла установка на опытное изучение природных процессов. В Англии новые идеи защищали профессор Оксфордского университета Гроссетест и его ученик Роджер Бэкон (ок. 1214—1292). Согласно их взглядам в основу всех наук должны быть положены опыт, эксперимент и математика. Р. Бэкон продолжил путь объяснения душевных явлений исходя из физико-математических, а не биологических понятий. 



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Основы психологии и познания | Добавил: manzark (29.04.2012)
Просмотров: 1060 | Теги: Психология Востока, Античная психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz