Расстройства мышления Б. В. Зейгарник разделяет все нарушения мышления на четыре группы.
1. Нарушение операционной стороны мышления: это снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения. Оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами, т.е. утрачивается способность к абстрагированию. При искривлении процесса обобщения происходит отрыв суждений человека от конкретных, единичных связей. Проявляется резонерством.
2. Нарушение личностного компонента мышления: — Разноплановость мышления, — Снижение критичности, — Снижение саморегуляции — означает потерю целеустремленности мыслительного процесса.
3. Нарушение динамики мыслительной деятельности: — Лабильность мышления — неустойчивость способа выполнения мыслительных операций, легкий переход от одного к другому; — Инертность мышления — тугость мышления, ригидность, трудности переключения.
4. Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности — выражается в невозможности целенаправленной организации мыслительных действий. Мышление может нарушаться по—разному. По В. М. Кузнецным и М. Чернявским, расстройства мышления бывают формальными и продуктивными.
Формальные расстройства мышления можно дифференцировать по темпу, логической стройностью и целеустремленностью. К расстройствам мышления по темпу относят: — Ускорение мышления — увеличение количества ассоциаций в единицу времени. Люди с повышенным темпом мышления и соответственно — языка в определенной ситуации (например, лекторы) могут его контролировать. А за психических заболеваний сознательная коррекция ускоренного мышления невозможна. При этом ассоциации возникают легко, чаще внешнему сходству, созвучию, они разные и многочисленные. Речь, несмотря многословия, отстает от стремительного потока различных идей. Больные, не заканчивая одной мысли, переходят к другой, часто не замечая неполноты языкового выражения мысли. Наивысшая степень ускорения темпа мышления в сочетании с отвлечением внимания проявляется в прыжках идей (fuga idearum), когда уловить логику мыслей больного становится нервозным. Ускорение процесса мышления наблюдается при психических нарушениях, протекающих с повышенным настроением и сильным двигательным возбуждением. — «Скачки идей» — максимальное увеличение количества ассоциаций в единицу времени.
— Замедление темпа мышления — уменьшение количества ассоциаций в единицу времени. Можно заметить, разговаривая с больным: он дает ответы после долгих пауз со снижением громкости до шепота. Можно отметить также бедность ассоциаций, общую заторможенность, замедление движений, угнетение аффективных реакций.
— Ментизм — «наплыв мыслей», «вихрь идей», увеличение количества ассоциаций в единицу времени, не сопровождающееся изменением речи больного, возникает приступообразно и самопроизвольно.
— Шпреррунг — «закупорка мыслей», «обрыв мыслей», внезапная остановка, перерыв ассоциативного процесса. К расстройствам мышления строением относят:
— Разорванность — нарушение логической связи в предложении при сохранении грамматического связи; больной произносит фразу грамматически правильную, но содержательная связь между отдельными частями фразы отсутствует, например, «машина поехала, потому что кино загорелось из трубы».
— Соскальзывание — потеря логического хода мышления, когда при рассказе об одних событиях больной переключается на другие, не замечая, что первую мысль он не довел до логического конца.
— Безалаберность — нарушается логический и грамматический связь в предложениях, это проявляется неупорядоченным сочетанием отдельных слов «земля ... сапоги ... пошел дождь ... вперед »; беспорядочность мышления чаще сочетается с расстройствами сознания.
— Инкогеренция — нарушается связь между складами в словах.
— Вербигерация —стереотипное повторение отдельных слов или слогов.
Источник: http://mypsiholog.com |