Модульно-познавательный аспект (Гимнастика ума) 1. Педагогика (греч.-мастерство воспитания) - наука о воспитании, образовании и обучении. Основным источником познания закономерностей обучения и воспитания является изучение и систематизация педагогического опыта. Педагогический опыт обобщается также в ходе специально организованного научно-педагогического исследования. При этом применяются методы наблюдения, педагогического эксперимента, изучения документации, бесед с учащимися и учителями и т.д. В системе педагогических наук выделяются следующие основные отрасли: методология педагогики, теория обучения, теория воспитания, теория управления образованием, методика обучения, дошкольная педагогика, специальная педагогика, социальная педагогика, сравнительная педагогика (академик В. Гончаренко).
Педагогическая технология - наука о образовании, воспитании, обучении, развитие личности ученика на основе личностно ориентированного подхода, использование новейшей педагогической информации и компьютерной техники. А) Структура педагогической технологии: технология обучения; технология воспитания; технология образования; технология формирования личности; технология самообразования; технология самовоспитания.
Б) Актуальные задачи педагогической технологии: теоретическое и методическое обновление содержания образования в связи с переходом на 12-летнее обучение; национально-гуманистический характер развития общеобразовательной и высшей школы; разработка и научное обоснование новых подходов к реализации педагогической технологии; создание программ, учебных пособий по педагогической технологии для учебно-воспитательных заведений разных типов; формирование у будущих бакалавров чувства патриотизма и национального достоинства, гуманистических черт, воли и трудолюбия; личностно ориентированная технология развития студента, согласно его задатков, способностей, профессиональных интересов.
1. Исторические основы создания педагогической технологии на основе использования педагогического наследия ученых мирового уровня.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) «Учитель русских учителей» Важнейшие научные работы: «О пользе педагогической литературы» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии »(1869),« Детский мир »(1861),« Родное слово »(1864). Основные педагогические идеи: 1. Знать ученика со всех сторон. 2. Труд - необходимое условие правильного развития ребенка. 3. Личный пример учителя. 4. Классно-урочная форма обучения и др.
Ян Амос Коменский (1592-1670) Основные работы: «Открытые двери к языку» (1631). «Великая дидактика» (1657). «Материнская школа» (1632). «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). Ян Амос Коменский писал: «Человек вступает в связь с предметами при помощи трех человеческих способностей: мыслить, говорить, действовать». Он разработал схему процесса познания действительности, которая получила название «треугольник мудрости». Коменский считал, что зеркалом вещей является разум, мышление; переводчиком вещей является язык; наследницей вещей есть рука, деятельность.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) «Учитель немецких учителей» Впервые в педагогической науке определил дидактические (учебные) принципы (руководящую программу действий), среди которых самых важных: 1. Проблемность. 4. Воспитательный характер обучения. 2. Научность. 5. Сознание. 3. Активность. 6. Развивающее обучение. 7. Систематичность и другие. Основные труды: «Рейнские листки» (1866), «Руководство для немецких учителей» (1835). Автор - двадцати учебников.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) «Учитель украинских учителей» Основные работы: «Сердце отдаю детям» (1969); «Павлышская средняя школа» (1969); «Рождение гражданина» (1970), «Письма к сыну» (1967), «О воспитании» (1973) и др. Всего 48 монографических трудов и брошюр, свыше 500 статей, около 1500 художественных произведений для детей. Педагогические идеи: 1. Воспитание гражданственности и любви к Родине. 2. Воспитание гуманизма. 3. Радость умственного труда, радость успеха в учебе и др.
Современные научные аспекты развития педагогической технологии Процессы, происходящие сегодня в Украине, охватывают все области жизни. Процесс становления национальной школы Украине характеризуется поисками таких педагогических технологий, которые бы максимально способствовали формированию социально активной, творческой личности, способной к самостоятельной регуляции собственной жизнедеятельности. Особенно актуальна проблема становления высшей украинской школы (педагогических колледжей), которая призвана формировать национально-сознательных и духовно богатых профессионалов высокого класса. Возникла острая необходимость гуманитаризации учебно-познавательной деятельности студентов педагогического колледжа или университета, которые готовят бакалавров. Этому способствует выработке у будущих бакалавров гуманистических черт, усиление влияния социально-педагогических факторов на развитие личности будущего специалиста как субъекта (студента, имеющего собственное мышление) социальной и духовного творчества в условиях развития новых рыночных отношений. Сама культура личностных отношений в педагогическом колледже или университете рассматривается сегодня как основной показатель нравственного общества, как важный аспект, который выступает в роли регулятора общественной жизни. Итак, научное обоснование педагогической технологии как гуманитарной науки, учет объективных закономерностей научного руководства формирования и развития профессиональных качеств у бакалавров становится исторически обусловленной необходимостью, объективным задачей современной педагогической технологии как науки.
Источник: http://mypsiholog.com |