Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Пятница, 26.04.2024
Главная » Статьи » Психогигиена

Этапы психофизического развития при формировании личности и психологическое здоровье ребенка
Этапы психофизического развития при формировании личности и психологическое здоровье ребенка. Организм ребенка непрерывно растет и развивается. В процессе онтогенеза возникают специфические анатомические и физиологические особенности, называемых возрастных. Согласно этому жизненный цикл человека разделен на периоды, или этапы.
Возрастная периодизация - условное определение возраста, учитывающий меняющиеся в процессе развития свойства организма детей, разработанная для научного обоснования охраны здоровья, развития физических и психических возможностей детей, приемов воспитания и обучения.
Возрастной период охватывает отрезок времени, в течение которого процессы роста, развития и функциональные особенности организма одинаковы.
В последней четверти XIX - начале XX в. во многих странах замечено ускорение роста детей. С того времени данные об ускорении физического развития детей начали накапливаться, а в 1935 г. сложный комплекс явлений, характеризующих ускорение развития, был назван Е. Кохом акселерацией (лат. ассеlеrаtе - ускорять).
Сначала многие исследователи понимали под акселерацией ускорение главным образом физического развития детей и подростков. Позже это понятие было значительно расширено.
Под акселерацией начали понимать увеличение размеров тела и начало созревания в более ранние возрастные периоды. Длину тела, объем груди и массу тела уже рассматривали как наиболее важные признаки физического развития. Но, помня, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, некоторые авторы как признак физического развития рассматривали жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета, в частности, кисти, прорезывания и замену зубов, степень полового созревания. Некоторые авторы к существенным признакам относят также пропорции тела.
Сейчас понятие "акселерация" стало настолько широким, что включает не только ускорение физического развития детей и подростков, но и увеличение размеров тела у взрослых, позднее наступление климакса.

В этой связи часто пользуются широким понятием -"секулярный тренд" (возрастная тенденция), понимая под этим тенденцию к ускорению физического развития всего организма от внутриутробного периода до взрослого состояния.
Единственной причине акселерации не установлено. Большинство ученых считают, что она вызвана всем комплексом меняющихся условий жизни, когда в разных странах и социальных группах в разные периоды на первый план выступают то одни, то другие факторы.
Ускорение физического развития сопровождается более интенсивным психическим развитием. Этому способствует прогресс современной науки и культуры, развитие средств массовой информации, совершенствование обучения.

Учета закономерностей психического развития современного человека подтверждает наличие психической акселерации, что нужно учитывать при характеристике возрастных границ каждого периода.

Современная физиология определяет следующие периоды:
1. Внутриутробный период - время от момента зачатия до рождения ребенка. В нем выделяют фазы плацентарного
и эмбрионального развития. Это один из важнейших периодов жизни человека, что обусловливает все последующие периоды.
2. Период новорожденности (первые 28 дней жизни человека) - ранний и поздний периоды адаптации к внешней среде.
3. Период грудного возраста (с 4 недель до 12 месяцев жизни).
4. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).
5. Дошкольный период (от 3 до 5 лет).
6. Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет).
7. Старший школьный возраст (от 12 до 17 лет).
8. Молодой и зрелый возраст (от 18 до 44 лет).
9. Средний возраст (от 45 до 59 лет).
10. Преклонный возраст (от 60 до 74 лет).
11. Старческий возраст (от 75 до 89 лет).
12. Долгожители (свыше 90 лет).

Внутриутробный период начинается от образования зиготы до рождения ребенка и продолжается 280 дней. Доношенный ребенок должен родиться в 38-42-й неделе беременности. Выделяют пять периодов внутриутробного развития.

Герминальный период длится 1 неделю - от образования зиготы до имплантации бластоцита в слизистую оболочку матки.

Период имплантации продолжается 2 суток. В этот период под влиянием тератогенных факторов зародыш может погибнуть и оплодотворенная яйцеклетка не будет развиваться. При хромосомных аберраций и мутантных генов могут формироваться тяжелые пороки развития.

Эмбриональный период длится 5-6 недель. Питается зародыш благодаря желточно мешке. Происходит процесс органогенеза будущего ребенка. Негативное влияние тератогенных факторов приводит к возникновению эмбриопатий - пороков развития. Срок беременности от 3 до 7 недель считают критическим периодом развития плода.

Ембриофетальний период длится 2 недели. В этот период формируется плацента, в основном совпадает с окончанием закладки внутренних органов. От правильного формирования плаценты зависит дальнейшее развитие плода.
Фетальный период начинается от 9-й недели эмбриогенеза. Фетальный период разделяют на два полупериода:

Ранний фетальный подпериод - от 9-го до 28-й недели эмбриогенеза. Характеризуется интенсивным ростом и дифференцирования ¬ вания клеток в органах плода. Влияние негативных факторов приводит к нарушению роста, гипоплазии органов, дисплазии тканей. В ответ на инфицирование происходят пролиферативные реакции с разрастанием соединительной ткани, что приводит к развитию цирроза и фиброза. Возможно прерывания беременности, рождения незрелой или недоношенного ребенка. Патологические изменения плода в этот период объединяются под термином "ранние фетопатии".

Поздний фетальный подпериод начинается после 28-й недели беременности и длится до начала родов. Негативные факторы в этот период не вызывают нарушений формирования внутренних органов, но могут вызвать преждевременные роды.

Поздний фетальный период переходит в интернатальный, который начинается с момента регулярных родовых схваток до перевязки и перерезания пуповины. В этот период возможны родовые травмы.

Условия созревания и развития плода имеют большое значение, потому питание организма плода, который интенсивно развивается, и его рост увеличивается в 5000 раз, происходит за счет материнского организма.

Эмбрион и плод очень чувствительны к тератогенных факторов, которые подразделяются на 3 группы: экзогенные; генетические; смешанные (генетические с экзогенными).

После перерезания пуповины начинается следующий период - период новорожденности. Это первые 28 дней жизни человека, этот период еще называют внеутробной, или неонатальным. Он подразделяется на два подпериода.

Ранний неонатальный подпериода длится 7 дней. Этот период-адаптационный для ребенка. При переходе ребенка к внеутробному образу жизни начинается легочное дыхание, работает малый круг кровообращения, перекрываются пути внутриутробной гемодинамики, изменяется энергетический обмен, терморегуляция, начинает функционировать пищеварительная система. Состояние всех систем организма новорожденного является неустойчивым. Адаптационные механизмы могут легко нарушаться. Состояние, которое отражает адаптацию ребенка, характеризуется физиологической эритемой новорожденного, желтухой, половыми кризисами, мочекислым инфарктом, физиологической потерей массы, катаром кишок и т.д. Заболевания этого периода обусловлены расстройствами и нарушениями процессов развития во внутриутробный период и во время родов. Выявляются различные аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания и болезни, связанные с антигенной несовместимостью крови матери. Проявляются родовые травмы, перенесенная асфиксия, внутриутробное инфицирование или инфицирование во время родов, аспирация околоплодных вод. В первые дни могут возникать гнойно-септические заболевания вследствие недостаточного уровня иммунитета новорожденных. Важное значение для ранней диагностики имеет синдром дыхательных расстройств, в основе которого лежит незрелость легочной ткани, недостаток сурфактанта. Первые дни жизни для ребенка являются критическими по налаживанию грудного вскармливания, соответствующего ухода за ребенком, обеспечение асептических условий для защиты ребенка от инфекции, антенатального температурного режима.Большое значение в этот период играет контакт младенца с матерью во время совместного пребывания в соответствующем отделении роддома.

Поздний неонатальный подпериода длится 21 день (с 8-го по 28-й день жизни ребенка). Здоровая новорожденный ребенок находится дома под опекой участкового врача-педиатра и медицинской сестры. Систематическое наблюдение осуществляется под патронажем медицинского работника на дому.В поздний неонатальный период могут проявляться пороки развития, внутриутробная гипотрофия, внутриутробная инфекция. Этот период эмоционального контакта ребенка с матерью считают началом психического развития новорожденного.
Таким образом, на первом месяце жизни у новорожденного ребенка наблюдаются существенные изменения, среди них - возникновение сосредоточения, формирования условно-рефлекторной деятельности. Ребенок открывает факт существования вокруг себя других людей. У нее появляется улыбка. Появление улыбки - важное новообразование первого месяца жизни, знаменующий конец периода новорожденности и переход к грудного возраста.

Период грудного возраста продолжается от 29-го дня жизни ребенка до 1 года.Мать кормит ребенка грудным молоком. В этот период наблюдается очень интенсивный рост и нервно-психическое, моторное, интеллектуальное развитие ребенка. Максимальный темп развития происходит на 2-4-м месяце жизни. Рост ребенка в течение 1-го года увеличивается на 50% (24-28 см), а масса тела-утраивается. Такой темп развития обеспечивается преобладанием анаболических процессов. Высокая интенсивность обмена веществ объясняет частые нарушения обмена веществ, что приводит к возникновению рахита, гипотрофии, железо-дефицитной анемии.
В этот период формируется вторая сигнальная система и создаются предпосылки усвоения языка. Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со взрослыми, что способствует психическому развитию ребенка и перехода ее на следующую возрастную ступень. Большое значение в психическом развитии приобретает удовлетворение новых потребностей ребенка - в общении с людьми, в получении новых впечатлений.
На конец первого года жизни в процессе общения ребенок начинает произносить первые слова, хотя словарный запас ее небольшой (8-20 слов).
Перед дошкольный период длится от 1 до 3 лет. Он характеризуется снижением темпов физического развития детей. К концу 2-го года заканчивается прорезывание зубов. Происходит интенсивное формирование лимфоидной системы, которая часто приводит к гипертрофии миндалин, возникновение аденоидов. У ребенка расширяются двигательные возможности, и поэтому возникает проблема травматизма. Из заболеваний чаще возникают острые респираторные заболевания, проявляется большая часть аллергических заболеваний, детские инфекционные болезни.
Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением.Ходьба для ребенка второго года жизни становится потребностью, а самостоятельность в движении увеличивает контакт ребенка с окружающим миром, позволяет познавать предметы с разных сторон. К числу важных новообразований данного периода принадлежит овладения ребенком предметной деятельностью, которая становится ведущей. В предметной деятельности активно формируются предпосылки игровой и изобразительной деятельности. Предметная деятельность способствует быстрому развитию языка: увеличивается словарный запас, усваивается грамматика построения предложения. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятен для усвоения языка и формирования важных предпосылок для развития личности.
Обучение в этот период осуществляется через игру, у детей проявляются индивидуальные черты характера, формируется поведение. Воспитание становится главным элементом ухода за детьми.
Важным новообразованием периода раннего детства является переход к признанию себя как личности.

Дошкольный период длится от 3 до 7 лет. Для него характерно усиленный рост костей. Нарастание массы тела становится меньше, но увеличивается длина конечностей, формируется лицо. Иммунная защита достигает зрелости. Из заболеваний на первое место выходят инфекционные болезни, болезни органов дыхания, усиливается травматизм.
В этот период начинается смена молочных зубов на постоянные. Возраст 5-6 лет называют периодом развития интеллекта. Значительно улучшается память, дети учатся музыке, рисованию, иностранным языкам.
В 3-6 - летних детей наблюдается тенденция к самостоятельности, к активному участию в жизни взрослых. Попытки активно участвовать в жизни взрослых и невозможность осуществить цс прямым путем приводят к возникновению нового вида деятельности-ролевой игры, которая является ведущим видом деятельности. Именно в ролевых играх формируются основные психологические новообразования, обеспечивающие переход ребенка к следующему возрастного этапа-младшего школьного возраста. В игре активно формируются нравственные основы будущего школьника и соответствующие мотивации, а также зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности.

Младший школьный возраст длится от 7 до 11 лет. В этот период заканчивается замена молочных зубов на постоянные. Между мальчиками и девочками проявляются различные признаки в типе роста и созревании, в формировании конституционного состава тела. У детей развивается сложная координация движений мелких мышц, улучшается память, повышается интеллект. Обучение в школе стимулирует их самостоятельность.
В 9-10 лет девочки вступают в период пубертата, характеризующийся гормональной активностью. Гормональная регуляция осуществляется на разных уровнях: эндокринных желез, гипофиза, щитовидной железы, которые начинают выделять гормоны роста и половые гормоны.
В этот период проявляются нарушения осанки, остроты зрения, часто диагностируется кариес. Остается высокой частота инфекционных болезней, появляются желудочно-кишечные заболевания, а также сердечные (в связи с быстрым развитием всех систем организма) и аллергические болезни.Увеличивается количество детей с лишним весом тела, остается на высоком уровне травматизм.
Для этого периода ведущей становится учебная деятельность. Ведущей она становится не автоматически. Структура учебной деятельности формируется постепенно. Сложными по сравнению с дошкольным периодом становятся цели учебной деятельности, которые определяются содержанием обучения, значительно расширяются и усложняются. Среди новых действий, которые формируются на первое место выходят мыслительные и языковые. В школьном возрасте появляются формы регуляции деятельности, которые опираются на социально заданные нормы. Основной особенностью является изменение социальной позиции личности: дошкольник становится учеником, членом школьного и классного коллектива, где следует согласовывать свои желания с новым распорядком т.д.
Основными новообразованиями психики ребенка младшего школьного возраста с произвольность как особое качество психических процессов, внутренний план действий и рефлексия.

Старший школьный возраст длится от 12 до 17-18 лет. Этот период характеризуется резкими изменениями функций эндокринных желез. Для девушек ( психология девушек ) - это период бурного полового созревания, для юношей - начало полового созревания. На этот возраст приходится второй период усиленного роста. У каждого ребенка может быть индивидуальный темп биологического развития. Для этого периода характерны нарушения физического развития, полового созревания. Распространенные заболевания пищеварительного тракта, системы крови, кровообращения, изменения в вегетативной регуляции.
Старший школьный возраст является важным периодом психологического развития, формирования воли, морали, сознания, часто проявляются конфликты. Растет число неврологических заболеваний. Подростки нуждаются в помощи со стороны невропатолога и психиатра.
Согласно принятой периодизации молодой возраст наступает у мужчин в 22 года, у женщин - в 21 год.

В возрасте 30-35 лет осуществляется переход от молодого возраста до зрелого. Первый период зрелого возраста определяется до 35 лет, второй - до 44 лет.

Возраст от 45 до 59 лет называют средним. По классификации ВОЗ, средний возраст считается первой стадией старения организма. В этом возрасте происходят некоторые изменения физиологических реакций, изменения обмена, в определенной степени ограничиваются возможности людей заниматься отдельными видами спорта и трудовой деятельности. Вместе с тем возникают механизмы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Преклонный возраст начинается у мужчин с 61 года, у женщин - с 56 лет. Этот возраст, по классификации ВОЗ, с второй стадией старения организма. Многие хранят в этом возрасте работоспособность. Период старения организма рассматривается как этап онтогенеза.

Старческий возраст у мужчин и женщин начинается в 75 лет. Его рассматривают как третью стадию старения организма.

Люди, возраст которых более 90 лет, - долгожители.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психогигиена | Добавил: manzark (25.07.2012)
Просмотров: 1584 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz