Аудиовизуальная диагностика - это определение стабильных черт личности, особенностей психических процессов и текущего психического состояния через зрительное и слуховое наблюдение.
Важным дополнением к визуальной диагностики психического состояния является изучение особенностей речевой продукции объекта изучения. Доказано, что от личностных особенностей человека и под влиянием изменений психического состояния динамически изменяются сонорические, просодические и семантические характеристики мышления. Такая совокупная аудиовизуальная диагностика позволяет на расстоянии и без вмешательства в деятельность человека точно определить его психическое состояние на момент наблюдения и даже некоторые устойчивые особенности психики и личности.
Для работников правоохранительных органов, менеджеров по кадрам, руководителей разных уровней, психологов службы психологического обеспечения и обычных граждан приобретение навыков аудиовизуальной диагностики устойчивых личностных особенностей, актуальных психических состояний и пригодности к определенному виду деятельности чрезвычайно актуален. Потребность обусловлена, прежде всего, спецификой выполнения служебных обязанностей, которая, хотя и отличается у работников различных организаций и служб, однако в любом случае предполагает тесное взаимодействие с различными категориями граждан. Возможности использования результатов аудиовизуальной диагностики достаточно широки. Прежде всего, это определение истинного (а именно он отображается на невербальном уровне), а не показного (который обычно демонстрируют на вербальном уровне) психического состояния лица. Знание основ аудиовизуальной диагностики дает возможность точно отслеживать действия воров, неискренних свидетелей, профессиональных манипуляторов сознанием, мошенников; определять достойных, трудолюбивых людей и верных товарищей. Однако только этим не ограничивается сфера применения знаний о значении поведенческих проявлений (паттернов). Зная, какое внутреннее значение имеет определенный внешний паттерн, можно моделировать собственную невербальное поведение (мимика, пантомимика), а следовательно, влиять на собеседника более эффективно.
Значение и структура невербальных способов передачи информации. Как свидетельствуют результаты исследований, в целостном субъективном образе полученной информации содержания передаваемой вербально, принадлежит незначительная часть (около 7%). Большинство информации воспринимается как вербальные знаки общения. Опираясь на результаты этих исследований, отечественные психологи выдвинули гипотезу, что невербальные способы общения и психология общения является материализацией феномена общения и межличностных отношений человека. Изучать невербальные способы передачи информации можно как отдельное явление или в сочетании с вербальной информации. По первому варианту исследуют невербальное общение, основой которого является использование невербальных средств. Эта же работа посвящена второму из охарактеризованных вариантов, когда невербальные способы передачи информации рассматривают вместе с вербальными. В отечественной психологии понятию "невербальное поведение" много внимания уделяла В. Лабунская (1990). В частности, она определила, что невербальное поведение - это социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-действенную форму. В структуре невербального поведения выделяют кинетическую (двигательную), просодичну (эмоциональной), экстралингвистические (внеязыковые) и ольфакторного (обонятельную) системы. Выделяют три визуально-коммуникативные системы: 1) габитус (физическая внешность, анатомические особенности лица, других частей тела); 2) социальное оформление внешности (одежда, обувь, украшения, прическа, аксессуары и т.д.); 3) любые значимые движения или кинетика (мимика, жесты, походка, позы). Как внешняя характеристика человека, все три перечисленные системы становятся предметом интерпретации в межличностном общении как единый "визуальный текст общения" (Коваленко А. Б. психосемиотическое подход к анализу невербальной коммуникации, 2002).
Чтение визуальных проявлений имеет ряд особенностей: - Считывание знаков, то есть считывания невербальных компонентов происходит одновременно с разных систем (мимика, пантомимика, визуальная взаимодействие, организация пространства общения, жестикуляция, тактильный контакт, собственно внешность); - Осознанность, есть интуитивное осознание человеком значение визуальных компонентов общения и их отражение в сознании (хорошо осознанные, мало осознанные и неосознанные). Наиболее осознанными есть мимические знаки, затем - жестикуляция, и наименее - движения тела и ног. Осознанность повышается с приобретением опыта; - Содержание, то есть три главные невербальные системы информации: коммуникативная, рефлексивная и личностная. Чтобы активно и адекватно понимать визуапьно-коммуникативные знаки, необходимо обладать теми из них, которые устоявшиеся в определенном Социальным среде (Кваша А. П. Невербальные язык рекламных образов, 1997); - Процесс и операция фиксации, т.е. специфичность фиксации и интерпретации не вербальных проявлений, которая заключается в том, что они происходят в режиме реального времени ("здесь и сейчас"), если не ведется видеозапись, то невозможно вернуться к пройденному текста. На процесс интерпретации невербальных текстов влияет и общий контекст общения. Любое понимание является соотнесением существующего текста с другими текстами. Отдельный невербальный компонент является смысловой нагрузке в зависимости от конкретной ситуации общения: определенный кинетический средство может играть доминантную, дополнительную или незначительную роль в коммуникации. Современные исследования показывают, что выразительные движения имеют свою "специализацию": движения рук и ног передают оценочный фактор (установки, эмоции); движения ног и позы - информацию об интенсивности, силу и активность; жесты - эмоциональные состояния и интеллектуально-волевые процессы; мимика является индикатором эмоциональных состояний, интеллектуально-волевых процессов, рис; взгляд и за аналогичные специализации мимики и показывают статус - роль, взаимоотношения; походка - действия, эмоциональное состояние; - соотношение с языком или паритет между невербальными и вербальными каналами общения. Согласно А. Петровой (1999), визуальные знаки могут становиться ведущим средством общения и определять понимание смысла ситуации. Результаты проведенных учеными исследований, свидетельствуют о том, что смысл визуальных компонентов общения активно взаимодействует с семантикой языка. В ситуациях сопровождения слова жестом неадекватного содержания значение жеста являются или равнозначным, или же вообще определяет результат интерпретации. Такие ситуации было предложено называть случаями обратного соотношения невербальной (визуальной) и вербальной знаковых систем, где жест, а не слово, возникает основным носителем информации.
Источник: http://mypsiholog.com |