Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 28.03.2024
Главная » Статьи » Психология общения

Функции общения классификация

Общение является полифункциональным явлением. Соответственно выделяют различные функции общения. Б.Ф. Ломов по одной системе основ выделяет три класса функций (информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную), а по второй - такие функции, как организация совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

По Б.Ф. Ломовой, существуют такие функции общения:

- Информационно-коммуникативная, (обмен информацией). Охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация ее имеет несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание различий по информированности людей, которые вступают в психологический контакт. Второй уровень предусматривает передачу информации и принятия решений (общение реализует цели информирования, обучения и др.).. Третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение направлено на формирование оценок достигнутых результатов);

- Регуляционных-коммуникативная (регуляция поведения, совместной деятельности в процессе взаимодействия). Благодаря общению человек регулирует не только собственное поведение, но и поведение других людей и реагирует на их действия;

- Аффективно-коммуникативная (регуляция эмоциональной сферы человека). Она характеризует эмоциональную сферу человека, в которой проявляется его отношение к окружающей среде, в том числе и социального.

Учитывая цель общения, различают функции, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей (Л. Карпенко):

• Контактная. Предусматривает установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в ходе взаимодействия;
• Информационная. Заключается в обмене сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами);
• Побудительная. Стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение действий;
• Координационная. Взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
• Понимание. Адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, а также партнерами друг друга;
• Эмотивная. Реализуется через стимулирование у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, в изменении с его помощью собственных переживаний и состояний;
• Установление отношений. Заключается в осознании и фиксировании индивидом своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей;
• Осуществление влияния. Последствиями ее действия является изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Все это доказывает многоаспектность общения, которая проявляется в том, что оно является потребностью человека и условием ее выживания; имеет информационно-коммуникативное и интерактивное нагрузки; предполагает процесс обмена ценностями и социальным опытом; является специфической знаковой системой и посредником в функционировании различных знаковых систем (семиотическая аспект общения); является средством нормативного регулирования поведения индивидов; формирует отношение партнеров к индивиду, его - к партнерам и общества и т.п..

Вся эта многообразие функций является свидетельством того, что общение всеми своими сторонами связано с различной деятельностью человека.

Исследование А.А. Грязного свидетельствуют о таких функциях общения:
1) инструментальная функция, которая заключается в том, чтобы организовать деятельность путем передачи информации, существенной для исполнения действия;
2) синдикативные - функция объединения. Благодаря этой функции общения имеет целью укрепление общности между людьми в рамках определенных групп.

Объединение людей в этом случае выступает как предпосылка для решения различных задач;
3) функция самовыражения, которая ориентирована на контакт индивидов, на их взаимопонимание;
4) трансляционная функция - функция передачи конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ. Эта функция лежит в основе как направленной социализации (через общение происходит институциональное обучение, организованное государством), так и стихийной (через общение происходит включение индивидов в различные формы деятельности, в процессе контактов с людьми происходит передача данном индивиду умений, способов деятельности).



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология общения | Добавил: manzark (01.07.2012)
Просмотров: 1350 | Теги: Б.Ф. Ломовой, функции общения, Л. Карпенко, А.А. Грязного | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz