Типы коммуникабельности людей. В процессе коммуникации люди проявляют по-разному. В психологии общения выделяются основные типы коммуникабельности людей, которые различаются в зависимости от преобладания таких речевых характеристик: • доминантность; • мобильность; • ригидность; • интровертность. Доминантный собеседник пытается завладеть инициативой в речевой коммуникации, не любит, чтобы его перебивали. Он довольно часто бывает резким, насмешливым, говорит немного громче, чем другие. Чтобы достичь цели общения, особенно в деловой сфере, не рекомендуется перехватывать в доминантного партнера инициативу, перебивать, использовать выражения речевого давления («Хватит!" "Замолчи!" И др.).. Следует применить стратегию «речевого изматывания». Дождавшись паузы, быстро и четко сформулировать свои интересы. Вступление в беседу через паузу не выглядит внешне как перехвата инициативы, хотя по сути и является. С каждой паузой ваша позиция становится все более четкой, доминантный собеседник вынужден уже с ней считаться и как-то оценивать. Вы добились главного - вас внимательно слушают.
Мобильный собеседник не испытывает никаких трудностей в речевой коммуникации. Он легко входит в разговор, говорит, охотно, иногда интересно, часто перескакивает с темы на тему, не теряется в незнакомой компании. Это один из лучших типов для бытового общения. Однако в деловой сфере постоянное желание мобильного собеседника менять тему снижает эффективность речевой коммуникации. Поэтому следует через резюме, вопросы, выводы возвращать его к теме. Иначе можно с удовольствием проговорить весь день и разойтись без выяснения даже основных моментов темы.
Ригидный собеседник испытывает трудности обычно при вступлении в речевую коммуникацию. Когда этап вступления позади, ригидный собеседник четко формулирует свою позицию, логично, остепенился. Этот тип наиболее подходит для плодотворного делового общения. Чтобы речевая коммуникация с ригидным партнером была продуктивной, его следует «разогреть». В данном случае рекомендуется сразу переходить к предмету речевой коммуникации, лучше расширить вводную часть, поговорить на отвлеченную тему, создать ситуацию этикетного общения. Если с мобильным партнером вы начнете речевой контакт с разговора на отвлеченную тему, то очень быстро горько пожалеете об этом. Но если с ригидным партнером вы перейдете к теме без вступления, то сначала на ваши вопросы будете получать ответы «возможно», «надо подумать» и др.
Интровертированный собеседник не пытается завладеть инициативой и готов отдать ее без особых возражений. Он довольно часто застенчивый, скромный, склонный унижать свои возможности, не любит разговоров на интимные темы. Резкие, грубые фразы могут выбить его из колеи, а присутствие во время беседы посторонних (особенно незнакомых) лиц заметно сковывает его.
Для того чтобы речевое контакт с интровертным партнером проходил нормально, необходимо постоянно вербально (через похвалы этикета) и невербально (взглядом, кивком головы) показывать, что вы уважаете его как интересного собеседника, цените его высказывания. Не следует перебивать интроверта, опровергать его доводы без мотивации - речевой контакт может внезапно и надолго прерваться. Каждый тип общения чем-то интересен, но незнание особенностей любого из них может привести к негативным последствиям. Конечно, далеко не всегда мы имеем дело с абсолютным проявлением у человека того или иного типа речевой коммуникации, но всегда один из названных типов будет определяющим.
Специалисты в области управления отмечают, что интроверты редко бывают хорошими руководителями. А если вы решили сделать карьеру в управлении, будучи интровертом? Можно попробовать, но необходимо сдвинуть свой тип общения в сторону ригидности, и при этом жестко контролировать свою речь. Итак, безусловно, готовиться к каждой беседы, к переговорам следует тщательнее и серьезнее, чем может позволить себе собеседник, партнер, который относится к мобильной или доминантного типа.
Источник: http://mypsiholog.com |