Делая попытку классификации видов общения, следует отметить, что единого подхода по этому вопросу в психологической науке не достигнуто. Учитывая это скажем, что общение может выступать в двух основных вариантах. Оно может быть предметно ориентированным, то есть осуществляться в ходе совместной НЕ коммуникативной деятельности. Это генетически исходный вид общения (как в фило-, так и в онтогенезе). Но даже и в этом случае следует разграничивать взаимодействие и собственно общения. Общение необходимо для взаимодействия, но одно и тоже общение может быть разной направленности, различного характера и объема. Более сложный вариант общения представляет собой «чистое» общение, не включенное в не-коммуникативную совместной деятельности. Здесь можно рассмотреть социально ориентированное общение и личностно-ориентированное общение.
Человек, находясь в общественных отношениях с другими людьми, владеет: По критерию пространственного существования 1. Непосредственное общение - это вид общения, при котором происходит прямой контакт между субъектами общения. Например, студенты, слушая лекцию преподавателя, общаются с ним напрямую, при прямом контакте (видя, слушая его живую речь). 2. Опосредованное общение - это вид общения, противоположный непосредственного общения, и является таким, при котором субъекты общения не контактируют друг с другом, но одновременно вступают в коммуникативные связи.
Например, читая любую книгу, вы опосредованно общаетесь с автором этой книги; не зная его, не видя его, не контактируя с ним вы получаете определенную информацию в интерпретации этого автора. По критерию мотивации к общению 1. Желательно общение - это вид общения к которому мы стремимся, которого желаем. Например, в анонсе телепрограмм вы нашли интересную для себя программу или телефильм и в определенное время включаете телевизор, то есть вы стремитесь к такому общению. 2. Нежелательное общение - это вид общения, от которого человек избегает, уклоняется, убегает. Например, вы заходите в общественный транспорт в «час пик»; много людей, тесно, люди стоят близко друг к другу, держат малую дистанцию между собой, безусловно, что это для людей является определенным дискомфортом. Некоторые отклоняется, отворачивается в другую сторону, смотрит постоянно в окно, другой читает газету, книгу, кто слушает музыку - все это для того, чтобы избежать прямого нежелательного контакта. По критерию ориентации на собеседника 1. Межличностное общение - этот вид общения наиболее распространен в жизни человека, а конкретно - это непосредственные общественные связи людей в контексте «субъект-объектных» и «субъект-субъектных» отношений. 2. Массовое общение - это вид общения, которое направлено не на конкретного человека, а на массу людей. Такое общение осуществляется через телевидение, средства массовой коммуникации. Через такой вид общения происходит обмен информацией от поколения к поколению, от одной нации к другой.
По критерию временного ограничения 1. Кратковременное общение - этот вид общения ограничен во времени. Например, есть люди, для которых общение является необязательным в этой жизни, основная функция их общения заключается в четком обмене информацией. Они пытаются не допустить того, чтобы общение их поглотило - например это видео общение - Видеочат. 2. Длительное общение - это вид общения, при котором люди испытывают дискомфорт в отношениях, если не получат удовольствие от общения как непосредственного, так опосредованного. Для таких людей общения самоцель в жизни, они к долговременных контактов, им постоянно нужно блокировать свою потребность в получении определенной информации от партнера по общению.
По критерию количества участников 1. Монологическое общение - это вид общения, которое предусматривает одностороннее движение информации, когда только один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, то есть отсутствует обратная связь. При таких условиях происходит субъект-объектное общение. 2. Диалогическое общение - это вид общения, в основе которого лежит гуманное отношение к другому человеку с которой общаются. При таком общения оба являются активными участниками процесса общения, происходит обратная связь.
По критерию результативности 1. Конфликтное общение - это особый вид общения, для которого характерно столкновение взглядов людей, их интересов и действий. Такое общение негативное, поскольку сопровождается отрицательными эмоциями, стрессами, переживаниями, разочарованиями. 2. Манипулятивное общение - это вид общения при котором один из коммуникантов хочет преобладать, иметь доминирующую позицию, подавляя интересы, желания и потребности другого участника коммуникативного процесса.
Источник: http://mypsiholog.com |