Ощущение и восприятие как активные процессы поиска и обработки информации
Отражение мира через ощущения и восприятия достигается во взаимодействии человека с окружающей средой. Психические образы не является пассивным отражением внешних воздействий на человека, они возникают в ходе активного получения и обработки информации из среды.
Необходимость движений глаза для формирования зрительного образа подтверждена опытами, во время которых останавливали эти движения (например, с помощью парализующих мышцы веществ). Недвижимость для глаза делает его слепым, образ терял константность, начинал распадаться, и человек вообще терял способность видеть. Итак, образ восприятия так же, как и ощущение, возникающее в ходе рефлекторного взаимодействия организма с объектом и отражает результаты этого взаимодействия. Процессы ощущения и восприятия необходимо рассматривать как действия, направленные на решение определенных задач, составляющих познавательную или практическую деятельность субъекта. Такие действия, названные перцептивными, обеспечивают ориентировку в конкретной ситуации, выделение важнейших для решения конкретной задачи аспектов, осуществляющие такую обработку информации от органов чувств, которая ведет к построению образа, адекватного как предмету, так и задачам деятельности. К перцептивных действий принадлежат движения руки, что с той или иной целью обследует предмет; глаз, воссоздающие контур предмета, выделяя самые существенные его признаки. В зависимости от задачи человек применяет разные системы перцептивных действий, приобретая с их помощью необходимую информацию. Процесс сворачивания перцептивных действий обусловлен формированием у субъекта многочисленных систем эталонов, которыми являются фиксированные в намятые наиболее информативные признаки предметов. Огромное количество таких эталонов человек усваивает в процессе целенаправленного обучения. Это общественно выработанные системы фонем родного языка, геометрические формы, цвета и психология цвета спектра подобное.
В зависимости от условий, мотивов, содержания деятельности активизируются различные системы эталонов, меняются системы перцептивных действий и на этой основе формируются индивидуально - специфические образы. Цель деятельности приводитm выделения из ситуации определенного содержания и формирование необходимых для такого выделения перцептивных действий, называется перцептивной задачей. Итак, в деятельности человек постоянно решает разные по содержанию многочисленные перцептивные задачи. В практической деятельности, процессах развития языка и понятийного мышления человека системы ее перцептивных эталонов становятся более обобщенными и взаимосвязанными. Они оформляются в целостные схемы и модели, в рамках которых прогнозируются ожидаемые свойства и изменения действительности. Благодаря процессам опережающего отражения повышаются скорость и содержательность обработки поступающей информации сенсорными каналами.
Ярким проявлением интеллектуализированных восприятия является наблюдение. Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений, в познании которых заинтересованный человек. Наблюдение характеризуется наличием цели, задачам выделить определенные черты и признаки того, что воспринимается, взаимосвязи его составляющих подобное. В целях наблюдения активизируются разные системы перцептивных эталонов из перцептивных действий, что способствует выделению наиболее важного или интересного в объекте. Восприятие образуется на основе ощущений, но не сводится к их сумме. Грамотный человек воспринимает книгу иначе, чем не умеющий читать, а книголюб видит в ней еще больше, хотя все они получают от книги одинаковые ощущения. В восприятии оказывается опыт человека, его индивидуальные особенности. Поэтому люди по-разному воспринимают одни и те же явления.
В зависимости от условий, мотивов, содержания деятельности активизируются различные системы эталонов, меняются системы перцептивных действий и на этой основе формируются индивидуально - специфические образы. Цель деятельности, создать и выделить из ситуации определенного содержания и формирование необходимых для такого выделения перцептивных действий, называется перцептивной задачей. Итак, в деятельности человек постоянно решает разные по содержанию многочисленные перцептивные задачи.
В практической деятельности, процессах развития языка и понятийного мышления человека системы ее перцептивных эталонов становятся более обобщенными и взаимосвязанными. Они оформляются в целостные схемы и модели, в рамках которых прогнозируются ожидаемые свойства и изменения действительности. Благодаря процессам опережающего отражения повышаются скорость и содержательность обработки поступающей информации сенсорными каналами. Ярким проявлением интеллектуализированных восприятия для продавца является наблюдение. Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений, в познании которых заинтересованный человек. Наблюдение характеризуется наличием цели, задачам выделить определенные черты и признаки того, что воспринимается, взаимосвязи его составляющих подобное. В целях наблюдения активизируются разные системы перцептивных эталонов из перцептивных действий, что способствует выделению наиболее важного или интересного в объекте. Восприятие образуется на основе ощущений, но не сводится к их сумме. Грамотный человек воспринимает книгу иначе, чем не умеющий читать, а книголюб видит в ней еще больше, хотя все они получают от книги одинаковые ощущения. В восприятии оказывается опыт человека, его индивидуальные особенности. Поэтому люди по-разному воспринимают одни и те же явления.
Источник: http://mypsiholog.com |