Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » Психология торговли

Память и развитие профессиональной памяти продавца
Память и развитие профессиональной памяти продавца Понятие о памяти
Все, что человек непосредственно отображает с помощью процессов ощущения и восприятия, фиксируется, упорядочивается, сохраняется в ее мозгу, образуя индивидуальный опыт, и при необходимости используется в дальнейшей деятельности.

Память - это отражение предметов и явлений действительности в психике человека в то время, когда они уже непосредственно не действуют на органы чувств. Она представляет собой ряд сложных психических процессов, активное овладение которыми дает человеку способности усваивать и использовать нужную информацию. Память включает следующие процессы: запоминание, хранение, забывание и воспроизведение. Запоминание связано с усвоением и накоплением индивидуального опыта, использование которого требует воспроизведения запомненных. Регулярное использование опыта в деятельности субъекта способствует его сохранению, а неиспользование - забыванию.

В памяти различают такие основные процессы: запоминание (связано с накоплением в процессе жизнедеятельности индивидуального опыта), хранения, воспроизведения (использования в дальнейшей деятельности того, что запомнилось), забывания (выпадение определенного материала из деятельности). Как важнейшая характеристика всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность существования личности.

Материальной и основой среди процессов памяти является способность мозга образовывать временные нервные связи, закреплять и восстанавливать следы прошлых впечатлений. Эти следы создают возможность актуализации ситуации и соответствующего возбуждения, когда раздражителя, который его вызвал в свое время непосредственно, нет. Запоминания и хранения основываются на образовании и закреплении временных нервных связей, забывание - на их торможении, воспроизведение - на их восстановлении.

Развитие профессиональной памяти продавца
Продавец должен хорошо знать товары, которые он продает. Но неверно думать, что работа памяти продавца сводится к механическому запоминанию свойств товаров, различных психологических рецептов обслуживания, порядка заполнения торговой документации и т. д. Важно не только приобрести эти сведения. Нужно их своевременно, умело применять. Поэтому важнейшая профессиональная характеристика памяти продавца - ее готовность, т.е. умение быстро вспомнить то, что нужно в каждом конкретном случае.

Процессы и виды памяти
Виды памяти выделяют по следующим критериям:
1) в зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, какая деятельность преобладает, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую;
2) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную (оперативную) и долговременную;
3) в зависимости от того, как процессы памяти включаются в структуру деятельности, как они связаны с ее целями и средствами, - на мы мовильну и произвольную;
4) за осознанием (пониманием) содержания материала памяти - на смысловую и механическую.

Двигательная память состоит в запоминании и воспроизведении человеком своих движений. Такая необходимость возникает преимущественно в практической деятельности человека: производственной, спортивной, учебной, игровой и др.. Большое значение этого вида памяти объясняется тем, что она служит основой для различных практических навыков, особенно трудовых, бытовых, жизненно важных (навыки хождения, письма и т.п.).

Эмоциональная память - это запоминание и воспроизведение своих эмоций и чувств. Эмоции сигнализируют о потребности и интересы, отражают наше отношение к окружающему. Эмоциональная память может оказаться сильнее других. Чувство запоминается основательно и надолго, но такое чувство не беспредметное. Поэтому эмоции запоминаются не сами по себе, а вместе с объектами, которые их вызывают.

Образная память состоит в запоминании образов, представлений о предметах и ​​явлениях окружающего мира, свойств и связей между ними. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, в зависимости от анализаторов, с которыми связано его происхождение. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим картины природы, мелодии песен, ароматы весны, вкус чая и тому подобное.

Словесно-логическая память является специфически человеческой памятью, которая базируется на совместной деятельности двух сигнальных систем, в которой главная роль принадлежит второй. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, понятия, суждения, отражающие предметы и явления с их общими свойствами, существенными связями и отношениями. Мысли не существуют без языка, поэтому такую ​​память называют не только логичным, а ее словесной. Запоминание может происходить по тем же словам или содержанием, что требует взаимодействия с различными психическими процессами и имеет разную эффективность.
Кратковременная память характеризуется быстрым запоминанием материала, немедленным его воспроизведением и коротким сроком хранения.

Выделяют также - оперативная память это запоминание, сохранение и воспроизведение информации по мере необходимости для достижения цели в конкретной деятельности или выполнение отдельных операций. После завершения деятельности материальный памяти имеет сразу забываться, иначе он может негативно повлиять на последующие операции.

Долговременная память пять базируется на долгосрочной функции памяти, характеризуется длительным хранением и последующим использованием информации в деятельности человека.
Оперативный, кратковременный и долговременный разновидности памяти взаимосвязаны, что обусловлено как содержанием запамятовуваного, так и целями и средствами деятельности, в которую включаются процессы памяти.

Непроизвольная память состоит в запоминании и воспроизведении материала без специальной цели его запомнить или вспомнить. Без специальных намерений и усилий мы обогащаем память во время нашей деятельности, незаметно для нас самих формируется основная часть нашего опыта.

Произвольная память - это запоминание и воспроизведение, когда человек ставит перед собой цель запомнить, когда возникает потребность в преднамеренном заучивании.

Смысловая память связана с пониманием того содержания, запоминающимся. Она опирается на смысловые связи, которые уже образовали системы словесных и образных ассоциаций и составляют основу опыта.

Механическая память действует в тех случаях, когда не достигается понимание заучиваемого материала, а вольно или невольно запоминаются вещи, которые до конца не осознаются
Усваиваемый материал зачастую бывает более или менее понятным. Поэтому в каждом случае необходимо сочетание смысловой и механической памяти.

Запоминание и условия его эффективности
Особенностью памяти является то, что ее составляющие выступают одновременно и как автономные процессы. Анализируя отдельные процессы памяти, приходится абстрагироваться от связей и определять каждый из них за доминирующими признаками.

Запоминание - это закрепление образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний и связей между ними через контакты новых данных с приобретенным ранее опытом. Процесс запоминания происходит в трех формах: отражение, непроизвольного и произвольного запоминания.

Первичное отражение нередко играет решающую роль в запоминании, составляет основу для закрепления материала.
Непроизвольное запоминание выступает как продукт и условие осуществления познавательных и практических действий или результат многократного повторения. Это довольно продуктивная форма запоминания, которая к тому же не требует специальных усилий для усвоения.

Запоминание осуществляется в процессе выполнения заданий для самого себя. Активно действуя с объектами, человек мимоходом их запоминает.
Несмотря на эффективность непроизвольного запоминания, ведущей формой запоминания считается произвольное. Оно дает возможность запомнить то, что нужно в данный момент, и настолько, чтобы обеспечить успехи в обучении, развитии, выполнении заданий. Это требует времени и дополнительных усилий, однако обеспечивает необходимый уровень готовности индивида к выполнению определенных задач.

Сохранение - это процесс удержания в памяти сведений, полученных в ходе приобретения опыта. Во многом он зависит от качества и глубины запоминания, использование материала памяти в своей деятельности. Без использования материал памяти постепенно забывается.
Забывание - процесс, противоположный сохранению, и проявляется он в том, что актуализация забытых образов или мыслей затрудняется или становится вообще невозможным. Этот процесс основывается на явлении торможения условно-рефлекторных связей под влиянием различных факторов и угасания следов, образовавшихся ранее.

Интересными в этом отношении мнения 3. Фрейда, который связывал забывания с потребностями, эмоциями, мотивами деятельности. Он утверждал, что часто причиной забывания является не совсем осознаваемый мотив - нежелание помнить. Негативные эмоции, недостаток погреба тоже способствуют возникновению условий для подсознательного забывания. Люди нередко склонны скорее забыть неприятное, избежать упоминаний о печальных случаях в своей жизни, избавиться от всего, что вызывает внутренний протест, негативные переживания, нарушает комфорт.

Упоминание - это воспроизведение прошлого опыта в соответствии с содержанием и задач деятельности. Оно бывает непроизвольным (например, непреднамеренное упоминание) или произвольным, когда ставится репродуктивное задачи, делается волевое усилие, организуются специальные мнемические действия.

Однако порой нам не удается вспомнить то нужное сразу. Такое упоминание требует напряжения умственных усилий, преодоления трудностей и называется припоминанием. При нем человек решает иногда довольно сложные мнемические задачи, анализирует, условия, обдумывает логические связи, привлекает все известно, по-новому его упорядочивает, глубже осознает задачи, проявляет активность и настойчивость. Как одна из разновидностей воспроизведения выделяют воспоминания - локализованы во времени и пространстве упо-ления человека о своей прошлой жизни, преимущественно в яркой образно-логической форме, со всеми обстоятельствами.

Индивидуальные особенности памяти
Личностные особенности памяти состоят в индивидуальных сочетаниях видов памяти, специфике отдельных процессов и свойств, содержания приобретений и профессиональной направленности. Различия в уровне развития памяти в значительной мере зависят от особенностей типов высшей нервной деятельности и передаются человеку по наследству. Скорость и устойчивость временных нервных связей обусловлены наличием сильных процессов возбуждения и торможения, а это способствует быстрому и прочному запоминанию. Низкая подвижность основных физиологических процессов снижает скорость запоминания, а слабое торможение - точность запоминания, негативно влияет на его прочность. Более благоприятные предпосылки готовности к воспроизведению связанные с подвижными нервными процессами возбуждения и торможения.
индивидуальные различия проявляются не только в общем уровне развития памяти, но и в уровне развития отдельных видов памяти каждого человека: словесно-логической, образной, двигательной и эмоциональной.
Человек с доминированием логической памятью легко запоминает понятия в словесной форме, теоретические идеи, логические конструкции суждений и т.п..

Говоря об исключительной роли того или иного вида памяти в деятельности личности, следует отметить, что чаще всего речь идет о зрительную и слуховую память. Очевидно, что естественной основой этих двух видов памяти является не только и не столько работа соответствующих анализаторов, сколько особенности деятельности полушарий головного мозга. Ведь их специфическими функциями определяются все стороны деятельности, и память частности. Функция правого полушария касается преимущественно образной памяти, а левой, в которой расположены языковые центры, - словесно-логической.

В зависимости от того, какое содержание материала и с какой целью его запоминает человек, у нее формируется профессиональная память. Образный вид памяти присущ инженерам и работникам материального производства. художникам, писателям, актерам и музыкантам, в частности, зрительный тип интенсивнее формируется в художников, инженеров, производственников, а слуховой - у музыкантов, актеров. Родственный материал лучше ассоциируется и запоминающимся. Так, инженер-конструктор легко схватывает строение и функции технического устройства, а музыкант без труда запоминает новую мелодию.

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает она это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама собой. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что-производит самое впечатление, что интересно.
В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизводство и забывания. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
человека.

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память - это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала, допускающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.

В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных чинов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лиц и т. п. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно-логическая память - это память на отдельные слова, понятия, мысли.
По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется еще на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти. Оперативная память имеет важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например, при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).




Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология торговли | Добавил: manzark (20.07.2012)
Просмотров: 3037 | Теги: Двигательная память, оперативная память, Процессы и виды памяти, Долговременная память, Образная память, Непроизвольная память, Эмоциональная память | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz