Курс «Психология торговли и этика деловых отношений» знакомит будущих работников торговли с основами общей психологии, психология продаж, на базе которых они усваивают знания о психологии людей психологию труда и психологию общения в торговле. Последнему вопросу уделяется особое внимание, поскольку общение с покупателями являются важнейшей составной частью работы продавцов, а его характер вместе с ассортиментом и качеством товаров является одним из главных показателей культуры торговли. Изучение психологии торговли способствует формированию у будущих продавцов профессионального отношения к обслуживанию посетителей, а также закладывает основы для прочного и сознательного усвоения студентами этических норм, соблюдение которых необходимо работнику торговли для успешной профессиональной деятельности. Психология торговли является одной из отраслей психологии - науки, изучающей закономерности психики.
Психика - это отражение мозгом реальной действительности. Разнообразные явления психики делятся на три основные группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства. К психическим процессам относятся динамические, то есть быстро протекающие психические явления, такие, как ощущение, восприятие, картины памяти, воображения, мыслительные операции и т. д. Понятие «психические состояния» употребляется для обозначения длительных, сложных психических явлений (бодрость, усталость, сосредоточенность, рассеянность, настроение и т. д.). К психическим свойствам относятся устойчивые, постоянные психические качества человека: свойства ума (изобретательность, глубина), памяти (прочность), волевые черты (выдержка, решительность) и т. д. Психология - сложная, разветвленная наука, представляет систему отдельных и в то же время тесно связанных между собой отраслей знаний. В центре этой системы находится общая психология, изучающая основные закономерности психической деятельности. Психические явления, возникающие при взаимодействии людей, исследуются социальной психологией. Психологическую суть основного вида деятельности человека - труда рассматривает психология труда. Целый ряд прикладных отраслей психологии связана с изучением психологических особенностей различных видов деятельности (психология спорта, научного и художественного творчества, инженерная, педагогическая, медицинская, юридическая, летная и космическая, военная психология и др.). Такой прикладной отраслью психологии является и психология торговли. В задачи психологии торговли относятся: а) изучение динамики спроса и путей активного воздействия на его формирование и развитие; б) исследование психологических факторов воздействия на покупателей моды, рекламы, организации продажи товаров, оформление интерьеров магазинов; в) разработка психологических аспектов научной организации труда в торговле; г) разработка психологических рекомендаций по организации торговой сети и ее размещению; д) выработка психологических критериев для оценки культуры торговли и ряд других. Стержневым задачей торговой психологии является изучение поведения и взаимоотношений продавцов и покупателей.
В решении всех перечисленных задач психология торговли опирается на достижения общей и социальной психологии, психологии труда и ряда других родственных и смежных наук. Психология торговли не только использует достижения других наук, но и своими данными обогащает некоторые из них. Наблюдения, полученные в условиях торговли, могут быть использованы в других сферах для объяснения явлений, аналогичных тем, которые встречаются в торговле, особенно если эти явления выражены слабее или завуалированные дополнительными обстоятельствами. Так, ряд особенностей общения, присущих торговли (см. разд. 3), удается проследить и в других отраслях сферы обслуживания. Роль вероятностного прогноза в оценке ситуации (гл. 4), отчетливо проявляется в поведении покупателя, прослеживается и при других обстоятельствах, далеких от торговли. Принципы преодоления и предотвращения конфликта, выработанные для торговой практики (гл. 5), с успехом могут найти применение во многих случаях жизни. Перечень этих примеров может быть продолжен. Психология и этика Психология торговли связана с профессиональной этикой - прикладной ветвью этики, науки о морали. Этикет - своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей в доме, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе. Само слово «этикет» французского происхождения. Понятие этикета неразрывно связано с этикой. Под этикой понимают науку о морали человека, о нравственных и духовных принципах, которыми она руководствуется в жизни. Этикет, таким образом, представляет собой конкретно-прикладной аспект этики, выраженный в определенных правилах поведения человека в различных местах и ситуациях. Многие считают, что правила этикета - никому не нужна формальность, своеобразный анахронизм, который доживает свои последние дни в современном обществе. Но это далеко не так. На самом деле, воспитанному человеку, который знает и соблюдает правила этикета, гораздо легче живется в любом обществе. В поведении и общении с другими людьми повседневно проявляется внутренний мир человека. Богатом и красивом внутреннем мира, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения. Но далеко не всегда красивая внешность, поведения и умения общаться с другими людьми говорят о наличии этой красоты внутри самого человека. Именно поэтому этикет, должен показывать наличие внутренней красоты, а не служить своеобразной ширмой, за которой можно спрятать внутреннюю нищету и недоброжелательность. Этикет без этики представляет собой лицемерие и ханжество. Этикет же как истинный проявление высокой и красивой внутренней этичности является той надежной основой, на которой строится прочное здание человеческого общежития. Правила этикета у разных народов и культур противоречат друг другу: и само действие в рамках одной культуры оценивается положительно, а в рамках другой-отрицательно. Поэтому для успешного общения представителей разных стран и культур необходимо знать не только язык страны, но и язык культуры - язык этикета
Источник: http://mypsiholog.com |