Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 02.05.2024
Главная » Статьи » Психология торговли

Свойства и закономерности ощущений и их роль в работе продавца
Свойства и закономерности ощущений и их роль в работе продавца
Ощущение как элементарное отражение материального мира закономерно отражает основные характеристики предметов и явлений - качественные, количественные и пространственно-часовые.

Главной характеристикой ощущений, в которой проявляется их специфичность, обусловленная физически-химическим свойствам адекватных для соответствующего анализатора раздражителей, является их качество. Неполными является представление о наличии у человека только пять органов чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. На самом ощущений и их анализаторных аппаратов у человека гораздо больше. Самостоятельным разновидностью является температурные ощущения, которые играют важную роль в процессах теплообмена между организмом и средой.
Интенсивность действия раздражителей на анализаторы отражается в интенсивности ощущений. Количественная зависимость между раздражителем и ощущением достаточно сложная. Интенсивность ощущения определяется не только силой (энергией) действующего раздражителя, но и функциональным состоянием органа чувств, который в свою очередь зависит от состояния организма, значимости раздражителя, пространственно-временных условий восприятия.
Для возникновения ощущения необходима определенная энергия раздражителя. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется низшим абсолютным порогом чувствительности данного анализатора. Для каждого вида ощущений существуют свои абсолютные пороги. Чувствительность основных анализаторов к действию физических и химических раздражителей является весьма значительной.
Кроме более низкого, существует верхний абсолютный порог чувствительности. Это максимальная сила раздражителя, вызывающего адекватное ему ощущения. Дальнейший рост силы раздражителя вызывает болевую реакцию.
Не каждая различие между действующими раздражителями замечается человеком. Чтобы разница стала ощутимой, она должна достичь определенной величины. Минимальная разница в силе двух раздражителей, вызывающая едва заметное отличие ощущений, называется порогом различения. Для отдельных видчуггив отношение порога различения к величине первоначального раздражителя остается более или менее неизменным. Это отношение называется дифференциальным порогом чувствительности. Чтобы, например, заметить разницу в весе, надо до начального веса добавить 1 / 30 ее часть, для слуховых ощущений дифференциальный порог составляет 1 / 10, а для зрительных - 1 / 100 исходной величины раздражителя.
Пространственные характеристики раздражителей отражаются в пространственных свойствах ощущений. Такое отображение оказывается в локализации ощущений там, где находится раздражитель. Например, у хирурга, который ощупывает зондом пулю в ране, осязательные ощущения локализованы не на кончиках пальцев, а на границе зонда и пули, то есть на поверхности предмета, который обследует хирург. Чувствуя свет, мы относим его к соответствующему источнику, который занимает определенное место в пространстве. Воспринимая звук, устанавливаем направление и расстояние до предмета, его порождает. При прикосновении мы наверняка знаем, с какой частью нашего тела столкнулся раздражитель.
Способность к анализу пространственных характеристик раздражителей может меняться. Например, острота зрения у разных людей или одного и того же человека в разное время имеет большую вариативность в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, мотивации, состояния организма и т.д.
Продолжительность действия раздражителей на органы чувств отображается во временных характеристиках ощущений. Как и другие свойства ощущений, продолжительность ощущение содержит в себе субъективный компонент. Он проявляется в том, что ощущение возникает несколько позже от начала действия раздражителя и не исчезает сразу после окончания его действия. Инерция ощущений называется последействия. Благодаря последействия в зрительном анализаторе отдельные кинокадры при определенной скорости проекции воспринимаются как непрерывное изображение.
Следовательно, характер ощущение обусловлен свойствами раздражителей (качественными, количественными, пространственно-временными), но одновременно он зависит от особенностей нервно-психической организации и состояния субъекта отражения, свойств и закономерностей восприятия. Если бы познание мира заканчивалось чувством, человек отражала бы не предметы, события и явления, а какофонию звуков, запахов, мелькание света и т.д.
Восприятия, основываясь на ощущениях, не исчерпывается ими. Оно имеет такие специфические свойства, которые предопределяют отображения предметов в совокупности их объективных характеристик, а не так. как о них сигнализируют отдельные органы чувств. Такими свойствами восприятия считаются предметность, целостность, структурность, константность и осознанность. Благодаря этим свойствам восприятия из потока ощущений, идущих извне, выделяет те или иные предметы, отделяет их из среды, раскрывает их значение и функции.

Предметность восприятия заключается в том, что различные по качествам ощущения, получаемые от предмета, сочетаются и относятся к этому предмету как к отдельной вещи, имеет определенное назначение. Предметное восприятие обусловливает совершенно иное, чем в чувствах, отражения действительности. Известно, например, что поведение многих животных инициируется отдельными видчуггямы от предметов. Ночные насекомые летят на любой свет и часто погибают. Чайка насиживает всякий предмет, чтобы он был определенной формы или размера. Органы чувств таких животных сигнализируют лишь о некоторых признаках предметов, ключевые для организации поведения, все остальное в мозг не передается.
Другими существенными чертами восприятия является его целостность и структурность. Ощущения от предмета могут отличаться своим характеристикам, свойства предметов могут отображаться более или менее точно, последовательно или одновременно, но несмотря на это предмет воспринимается как единое целое. Суть в том, эту восприятие представляет собой не просто конгломерат чувств, в нем отображаются взаимосвязи различных свойств, то есть структура предмета.
Восприятие целого влияет на восприятие отдельных его частей и свойств и одновременно само по себе обусловлено ними. Это подтверждает, например, восприятие двойных изображений. Зависимости от того, что воспринимается-два профиля или ваза, старая или молодая женщина - определенным образом толкуются одни и те же раздражители.
С предметностью и целостностью восприятия тесно связана такая его важная черта, как константность. Она проявляется в том, что в образе восприятия предметы и явления отражаются такими, какие они есть, несмотря на изменение условий их наблюдения. Константность как устраняет условия восприятия объекта, сохраняя его объективные характеристики. Так, хорошо известно, что изображение предмета на сетчатке увеличивается, если расстояние до него уменьшается, и наоборот. Однако хотя за изменения дистанции наблюдения изображения объекта на сетчатке меняется, его воспринят размер остается практически неизменным - он отвечает размеру воспринимаемого объекта. Посмотрите на свои ладони, одна из которых находится на расстоянии вытянутой руки, а вторая-два раза ближе.

Ладони кажутся одного размера, хотя изображение той, что находится дальше, составляет лишь половину изображения близкого.
Основа константности восприятия - многократная появление одних и тех же объектов при разных обстоятельствах наблюдения и выделения их устойчивых, неизменных черт.
Осознанность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, а каждый воспринимаемый предмет обозначается словом-понятием и относится к определенному классу. На этом основании в предмете отыскиваются признаки, свойственные всем предметам этого класса.
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека называется апперцепции. Влияние апперцепции на процесс восприятия проявляется в том, что те же предметы воспринимаются людьми по-разному, в зависимости от их состояния и Задач, стоящих перед ними.
Ярким проявлением апперцепции является так называемое профессиональное восприятие. Так, лингвист, знакомясь с человеком, может воспринять прежде особенности ее произношения, фотограф - фотогеничность, врач обратит внимание на признаки той или иной болезни.

Подтверждением зависимости восприятия от опыта есть иллюзии восприятия, которые свидетельствуют о том, что образы могут совершенно не соответствовать реальной действительности. Например, данные восприятия фигур противоречат данным объективного измерения.

Ощущение - фундамент психической деятельности. С них начинается познания окружающей действительности. Они сигнализируют о внутренних состояниях организма (ощущение голода, жажда, боль и т. д.).
Ощущение - единственное средство связи между внешним миром и сознанием. Без них человек не смог бы ориентироваться в окружающей обстановке, общаться с людьми, трудиться, избегать опасности.
Пороги ощущений. Очень слабый звук не слышен, но по мере усиления мы определяем его как тихий, потом средний, громкий, пока, наконец, слуховое ощущение не перерастает в болевое. Аналогично воздействует на органы чувств световой раздражитель, усиливается чуть вол заметного до ослепляющего, запах - вот слабого до невыносимого и т. д. Следовательно, каждый орган чувств функционирует в предел, называемых порогами ощущений. Минимальная сила раздражителя, вызывающего ощущение,
называется нижним порогом ощущений. Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вид, называется верхним порогом ощущений. Нижний порог характеризует чувствительность органов чувств. Чем ниже порог, тем выше чувствительность, тем более слабые раздражители вызывают ощущения. Верхний порог - показатель их выносливости. Чем выше порог, тем больше выносливость.
Вместе с низшим и высшим порогами ощущений выделяется порог различения, то есть минимальная разница между раздражителями одного ряда, которую можно почувствовать. Например, нужно указать, какой звук выше, если нажать поочередно две клавиши на рояле. Одна улавливает разницу между звуками, издаваемыми соседними клавишами, от другой же требуется, чтобы различие звуков была выразительная.
Адаптация. Легкий груз, уложенный на ладонь, скоро перестает ощущаться, равно как и прикосновение одежды к телу, если оно удобно. Очень быстро человек перестает замечать запах одеколона или духов, которыми она пользуется. Изменение чувствительности при длительном действии раздражителя называют адаптацией или приспособлением. Чувствительность к раздражителю при адаптации может не только снижаться, но и повышаться. Человек, оказавшийся в темном помещении, сначала ничего не видит, но потом чувствительность возрастает, и она начинает различать отдельные предметы.
Взаимодействие ощущений. Слабый звук повышает чувствительность к цветному восприятия, а сильный - снижает. В темноте слух обостряется, а при ярком свете снижается. Таким образом, слабое раздражение одних органов чувств вызывает усиление чувствительности других, а сильное - наоборот.
Важную роль в практической деятельности выполняет сенсибилизация - повышение чувствительности при взаимодействии ощущений или систематических упражнениях. Повышение чувствительности одних органов чувств может последовать исключение других (обострение слуха у слепых и т. д.). Другой вид сенсибилизации - это повышение чувствительности у лиц, длительно занимающихся определенной профессиональной деятельностью. "Специалисты по окраски тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета; опытный дегустатор узнает по вкусу вина не только сорт винограда, но и где он рос, на склоне или в долине, насколько солнечным было лето, возраст вина.

Роль ощущений в работе продавца
Каждая профессия требует от работника определенной степени развития органов чувств. Следопыт необходима очень высокая чувствительность, космонавту - исключительная выносливость. Для работника торговли достаточно, чтобы его органы чувств функционировали нормально.
Вместе с тем существуют определенные пределы чувствительности, обеспечивающих хорошее состояние продавца во время работы. Очень тонкий развитие органов чувств сочетается обычно с повышенной ранимостью, излишней раздражительностью. Работнику торговли нужна не высокая чувствительность (например. к неприятным запахам, звукам, прикосновениям и т. д.), а выносливость, способность преодолевать большие психические нагрузки. Наиболее приемлемые пределы чувствительности продавца - высокие верхние и умеренные нижние пороги. Не всегда у того, который приходит работать в магазин пороги ощущений соотносятся именно так. Но не следует забывать об адаптации, суть которой заключается в приспособлении органов чувств к окружающей обстановке. Постепенно продавец привыкает к условиям труда. У него начинает вырабатываться необходима выносливость и снижается чувствительность, если она очень высока. И чем больше его интересует работа, тем быстрее он справляется с временными затруднениями, связанными с особенностями своей чувствительности, и адаптируется к обстановке торгового зала.
Мастерство продавца определенной степени зависит от того, насколько у него высокие пороги различения. Сегодня к каждому работнику магазина выдвигается требование - быть общественным контролером и брокером. У продавца нет никаких приборов для оценки качества товаров, кроме собственных органов чувств. К тому же умение сравнивать товары, различать их по внешне не существенными признаками - обязательное свойство квалифицированного продавца.
Может ли работник торговли повысить чувствительность к различению? Конечно. Ему на помощь приходит явление сенсибилизации. Что различает чувствительность органов чувств под влиянием систематических упражнений развивается и у представителей торговой профессии. Высокой обонятельной чувствительностью отличаются хорошие продавцы продовольственных и парфюмерных товаров. Опытные продавцы тканей на ощупь определяют, ярко-красный оттенок материи у них в руках, тонко различают цветовые оттенки.

Следовательно, чувствительность продавца развивается в процессе труда. Но скорость приспособления органов чувствительности во многом зависит от отношения работника торговли к своей профессиональной деятельности.



Источник: http://mypsiholog.com
Категория: Психология торговли | Добавил: manzark (20.07.2012)
Просмотров: 1463 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz