Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Четверг, 25.04.2024
Главная » Статьи » Военная психология

Направления развития личности воина

Основными направлениями развития личности солдата

- Формирование мотивационной сферы военной деятельности;
- Организация интенсивной боевой подготовки;
- Специальная тренировка с изменением обстоятельств, условий и средств достижения цели;
- Поощрение к самовоспитанию;
- Систематическое закрепление опыта волевых действий на всех этапах достижения результатов.

С накоплением опыта службы растет и сфера деятельности воина, способствует развитию его психических функций и возможностей их организации, связанных с психическими состояниями. Офицеру следует учитывать, что психическое состояние напрямую влияет на динамику психических процессов, на проявление свойств личности, эффективность ее служебной деятельности. Он характеризует временную динамику психической деятельности военнослужащего.

Психические состояния в своем развитии и проявлении во многом зависят от мотивов служебной деятельности воина, от успехов в боевой и гуманитарной подготовке, индивидуально-психических свойств личности, условий военной службы и взаимоотношений между военнослужащими в подразделении. На психическом состоянии личного состава сказывается социально-психологический климат, настроение и традиции в коллективе, взаимоотношения с непосредственным командиром. Они характеризуются целенаправленностью, устойчивостью, единством переживания и поведения, производительностью психического функционирования, уровнем активизации (от сна к стрессу), конкретной направленностью подобное. их воин может осознать или не осознать. Офицер должен знать причины возникновения тех или иных психических состояний, которыми могут быть: биоритмы эмоциональной активности и пассивности воина, характер военной деятельности, различные внешние воздействия и т.д..

Независимо от причин возникновения последних, необходимо развивать и закреплять такие положительные психические состояния, как сосредоточенность, устойчивость, решительность, собранность, настойчивость. Следует предотвращать и нейтрализовать развитие таких негативных психических состояний, как невнимательность, боязливость, раздражительность.

Офицеру ни в коем случае нельзя забывать о таком факторе формирования личности военнослужащего, как воспитание. Важность его усиливается тем, что развитие личности воина на современном этапе характеризуется противоречивостью. Это связано с тем, что у молодых людей, которые только начали военную службу, еще недостаточно систематизированы взгляды и убеждения. Среди призванных на военную службу являются молодые люди с отрицательными чертами характера и привычками, недисциплинированной поведением, с ориентацией на пустое самоутверждения.

На начальном этапе военной службы очень важной проблемой является адаптация личности к новым условиям жизнедеятельности. Поэтому офицеру необходимо держать в поле зрения процессы социально-психологической адаптации своих подчиненных. Это процесс включения воинов в первичный воинский коллектив и восприятия ими различных ролей. Здесь возможны противоречия между усвоенными установками и привычками и новым требованиям военной службы. Перестройка стереотипов, которая при этом происходит, сопровождается негативными психологическими явлениями, закрепление которых может плохо сказаться на развитии личности воина.

Под влиянием воспитательной работы активно формируется и развивается мотивационная сфера воина, на основе которой реализуется отношение воина к военной службе. В связи с этим, офицер должен помочь воину осознать свое предназначение, глубоко понять содержание цели и задач военной службы, проникнуться ответственностью за защиту своей Родины.

От успешного овладения функциональных обязанностей, конкретной боевой специальности изрядно зависит развитие личности военнослужащего. Поэтому офицер обязан массово и методически правильно организовать учебно-воспитательный процесс в подразделении.Динамика и качество этой работы в определенной степени зависит от умелого использования скрытых возможностей воина, четкой организации коллективной жизнедеятельности, строгого уставного порядка. Последовательное управление этими процессами определяет гармоничное развитие личности воина.
Воспитательная работа и закрепления дружеских отношений между воинами и психология отношений на основе сотрудничества и взаимопомощи в процессе полевых занятий и боевых учений положительно влияет на формирование личности. Таким образом, участие воинов в анализе успехов и неудач своих действий развивает у них черты ответственности, способствует формированию самостоятельности и правильном самоутверждению военнослужащих.

Положительные примеры командиров также побуждают воинов к самооценке, развивают в них самодисциплину и стремление к самосовершенствованию.
Следовательно, военнослужащий является личностью настолько, насколько у него развиты социальные качества, насколько он осознает субъект своей общественно-полезной военной деятельности. При этом следует иметь в виду следующие замечания П.Я. Гальперина: «Действует не сознание, которое регулирует действия на основе сознания ... Чтобы стать личностью, необходимо быть субъектом, сознательным, общественно ответственным субъектом ».

Личность всегда активна. Активность военнослужащего оказывается в разнообразной военной деятельности. Личность военнослужащего формируется непосредственно в этой деятельности. Поэтому главная задача офицера - направить активность каждого военнослужащего в нужном направлении, на общественно-полезную деятельность, на самосовершенствование. Личность может существовать только в общении с другими личностями. Без общения и психология общения, в изоляции от общества нет личности, личность не может развиваться, не может существовать.

Только в общении с сослуживцами формируется и совершенствуется личность военнослужащего. На этой особенности строится принцип воспитания в отечественной педагогике, подробно разработанный А.С. Макаренко: воспитание в коллективе и через коллектив. Поэтому встает вопрос о роли и месте офицера в формировании личности воина в учебно-воспитательном процессе. Он обязан умело формировать и сплачивать свое подразделение в воинский коллектив, который должен выполнять свои воспитательные функции в отношении каждого отдельного воина.

В заключение следует отметить, что понятие личности воина, диагностика его индивидуально-психических особенностей вытекают из того, что действовало на него, какие отношения и какое социальное окружение у него основные. При этом обязательно следует знать жизненный путь воина к службе, его нынешние интересы, отношение к службе. Опираясь на эти знания, обладая обоснованной методикой изучения личности, офицер может определить перспективы и возможности развития и психология развития личности воина, а также умело управлять этим процессом.

Категория: Военная психология | Добавил: manzark (01.05.2012) W
Просмотров: 692 | Теги: Направления развития личности воина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz