Главная » Статьи » Военная психология |
Психические свойства личности военнослужащего и психология личности. Эта тема логически продолжает и конкретизирует знания, уже полученные при изучении темы «Психология личности», где было представлено общее представление о психологии личности военнослужащего, основные факторы его формирования, а также ее психологическую структуру. Ведущими компонентами структуры личности выступают психические свойства (направленность, характер, способности, темперамент). На основе психических свойств, проявляющихся в единстве и взаимодействии с другими компонентами психики воина, формируются основные качества личности военнослужащего. Совокупность этих ведущих качеств составляет содержание личности и определяет ее индивидуальность. Психические свойства - это индивидуально-психические особенности, позволяющие различать воинов, знать их поступки и мотивы деятельности. Направленность личности и особенности ее содержания в военнослужащих. Направленность личности - это система побуждений и ценностных ориентаций, которая определяет избирательное отношение и активное поведение воина, т.е. направленность, по сути, устойчивая система мотивов, ориентирующей жизнедеятельность личности. Причем, в зависимости от ситуации, система может быть ведущей и сопутствующей. В целом, определяя направленность личности, мы узнаем, что она сделала в своей жизни, что собирается сделать и как хочет достигнуть этого. Морально-этическая направленность военнослужащего состоит в высокой морально-этической зрелости. Воины с этим господствующим побуждением все события отодвигают, поступки товарищей и др.. пропускают сквозь моральные категории, стремятся оказывать все по закону, ценят таких лиц. Они проявляют гуманность, коллективизм, ответственность и принципиальность. Военно-профессиональная направленность личности проявляется в активном и устойчивом стремлении заниматься определенной военно-профессиональной деятельностью, совершенствоваться в ней.Это люди, которые в своей жизни на первый план ставят военную службу. Бытовая направленность проявляется в материальных, семейных, а также индивидуальных стремлениях. Для таких воинов главным является создание хороших бытовых условий, семейного уюта, а не профессиональные успехи на службе. Направленность имеет следующие основные характеристики: интенсивность, устойчивость, широта и определенный уровень. Устойчивость - это, прежде всего постоянство побуждения. Круг интересов военнослужащего обычно фиксируется в понятии «широта направленности». Уровень направленности свидетельствует о высокой или низкой общественную активность, стремление сделать благополучным жизни, в одном случае - только для себя, в другом, высоком - и для других. Потребность - это внутреннее состояние психического или физиологического ощущения недостаточности чего. Так, без удовлетворения элементарных потребностей человек не мог бы как живой организм. А они у человека очень разнообразны. В этой связи интересным является подход к определению человеческих потребностей А. Маслоу, известного как создателя иерархической теории потребностей: - Первая ступень - физиологические и сексуальные потребности; По А. Маслоу, чем выше уровень мотива, тем больше возникает жизненная необходимость обеспечения соответствующих потребностей. В этой связи необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, а затем - высшие. С момента удовлетворения низших потребностей они теряют мотивационную силу. С их повышением повышается готовность человека к активной деятельности. Вместе несвоевременное и некачественное удовлетворения низших потребностей может доставить к такой ситуации, когда они у человека могут стать ведущими. И наоборот, когда удовлетворены низшие потребности, у человека проявляются высшие потребности, то есть - мета-мотивация (потребность в развитии, понимании смысла жизни вообще, поиска смысла собственной жизни). Когда человек не понимает смысла собственной жизни, она может максимально самореализоваться, неспособная проявить собственные способности и соответственно подняться на более высокий уровень социальной жизни. Мотив - побудительная сила действий и поступков воина. В отличие от потребностей, мотивы имеет только человек. Много полезного в теоретическое понимание того, что такое мотив, внесли С.Л. Рубинштейн и О.М. Леонтьев. Например, О.М. Леонтьев определил мотив как то, что, отвечая актуальной потребности, организует и соответствующим образом направляет поведение человека. Мотив (или причину) действий воина определить несложно, если он один. Но, как правило, поведение воина определяет множество факторов. Однако в любом случае мотивы в чистом виде не существуют, они лишь результат отражения в психике потребностей организма, вызванных внешними или внутренними условиями. Поэтому О.М. Леонтьев определяет мотив как осознанную потребность, хотя, по нашему мнению, мы часто не осознаем мотивы, поскольку, совершая те или иные поступки, не всегда задумываемся над мотивами, которые определяют. Поэтому для стимулирования и направления поведения в соответствующее русло необходимы минимум два мотивационные факторы: потребность и мотив. Мотивы условно можно поделить на простые (стимулирующие: влечение, желание, стремление) и сложные (смыслотворные). Простые мотивы вшами часто не осознаются и могут быть побудительной силой антиобщественных поступков. Безусловно, нас больше интересуют смыслообразующей или профессиональные мотивы, где основное место занимает интерес. Поэтому первым шагом офицера как руководителя должно быть выявление смыслообразующих мотивов военной труда своих подчиненных и изучения мотивационных структур поведения личности в различных ситуациях. Офицер определяет, что является главным движителем в отношении подчиненных к службе (материальные стимулы, задатки лидера и другие факторы). Мотивы классифицируют по следующим признакам: - По силе побуждения: сильные и слабые; Цель - мотивационный фактор, объясняющий непосредственный, обязательно осознанный результат, на который в конкретный момент направлено поведение воина. Психологически цель есть то мотивационно-побудительным содержанием сознания, который воспринимается воином как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Таким образом, потребности, мотивы и цель - основные составляющие мотивационной сферы воина. Она оценивается по следующим параметрам: - Развитость - наличие качественно различных мотиваций них факторов; В литературе часто встречаем термин «мотивация», содержание которого составляет совокупность устойчивых мотивов, имевших место в предыдущем жизненном опыте воина или имеют сейчас. Джой Гилфорд предложил структуру мотивации индивида. В нее входят: - Органические потребности; Следовательно, потребности и мотивы составляют фундамент мотивации личности и действительно связаны с интересами, убеждениями и идеалами личности. Интересы, как и потребности, очень разнообразны. их также разделяют на материальные (еда, одежда, разные вещи) и духовные (учение, общение и т.д.).Интересы различают по содержанию, глубиной и стойкостью.Интерес может стать сильнейшим мотивом деятельности воина. Руководствуясь ими, личность способна преодолеть любые трудности. Например, жизнь Михаила Ломоносова - это подвиг, главной движущей силой которого были огромный интерес и любовь к науке. Интересы можно различать по объему. Одни имеют широкие, но поверхностные интересы, другие - глубокие, но по своей направленности очень узкие, третьи - широкие, разносторонние и глубокие. Наименьшую группу составляют люди с всесторонними интересами. Например, полководец А. Суворов был разносторонне образованным человеком, хорошо знал математику, философию, историю, географию, владел восемью иностранными языками, был тонким ценителем поэзии и сам писал стихи. Убеждение - это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, Широта интересов обязательно предполагает обособление одного из них как главного, вокруг которого группируются все остальные интересы. Разносторонность интересов обогащает личность воина. Идеал - это модель, которая является эталоном во всех проявлениях жизнедеятельности человека. А потому офицер должен знать основные предпосылки формирования военно-профессиональной направленности личности военнослужащего: - Объяснение значения военной службы и социальной важности поставленных перед ним целей и задач, т.е. доведение четкой цели и задач; Таким образом, необходимо глубоко вникать в вопросы направленности личности своих подчиненных, изучать ее проявления, имея в виду, что они не всегда стандартные. Еще Лев Толстой предупреждал о том, что «люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная, то тепла. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских, иногда проявляет одни, иногда другие, и часто бывает не похожей на себя, оставаясь все же тем самим собой. У некоторых людей эти перемены бывают особенно острыми. | |
Просмотров: 2564
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |