Психологическая структура личности военнослужащего Структура личности является целостным образованием, совокупностью социальнозначимых психических свойств, отношений и действий индивида, которых приобретено в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как социального субъекта действия и общения. Поэтому при определении психологической структуры личности следует постоянно иметь в виду, что личность - это саморегулирующаяся динамическая развивающие-функциональная система.
Личность - это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, развивающиеся в индивиде под влиянием различных факторов. Поэтому личность можно определять, как - система систем, и это будет правильно. В свою очередь, индивидуальность каждого человека определяется и характеризуется психологической структурой его личности. Современные исследования показывают, что отдельные черты и свойства личности не просто объединены в единую сплошную структуру, а еще и образующих определенную иерархию. Вся структура, в свою очередь, определяется каждой ее составляющей. И вообще, что такое структура? Структура любого психологического явления - это единство элементов и их всесторонних связей. Понятие «структура» ввел в психологию в 1890г. немецкий ученый К. Еренфельс. Структура противостоит аморфности. Впервые в отечественной психологии это понятие применил 1959 С.Л. Рубинштейн. Современная психология имеет несколько подходов к психологическому структурированию личности
Можно выделить три основные аналитические направления по построению целостной психологической структуры личности:
1) социально-психолого-индивидуальный, 2) деятельными 3) генетический. Также понятно и то бессмысленно рассматривать психологическую структуру личности только на основе некоторых психических свойств или как механическое объединение различных психических явлений и черт в некоторых структурах. Ведь любое качество, свойство личности военнослужащего следует рассматривать только в контексте личности. При этом выявление каждой отдельной черты будет меняться в зависимости от цели, идеалов, жизненных установок, общих и профессиональных интересов, потребностей, мотивов, мотиваций, состояния, возраста личности. Таким образом, индивидуальность личности военнослужащего характеризуется содержанием ее структуры.
Изучать своих подчиненных - значит найти ключ к их пониманию. Офицеру необходимо иметь в виду, что личность представляет собой единое целое всех ее разнообразных черт. При этом каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому приобретает разное, иногда противоположное, значение, в зависимости от всех общественных черт этой личности. Отсюда следует, что когда речь идет о качестве черт личности, то нельзя говорить, хорошая или плохая она сама по себе. Чтобы правильно оценить ту или иную черту личности, следует рассматривать ее только во взаимосвязи с другими чертами этой личности. Например, такая черта личности, как настойчивость - умение достигать цели, преодолевать препятствия - может быть положительным, только если она сочетается с такими чертами, как нравственная чистота, чувство социальной справедливости. В этом случае можно ожидать, что настойчивость военнослужащих служить достижению благородной цели. Если же настойчивость сочетается с такими чертами, как эгоизм, неряшливость, то эта настойчивость военнослужащего становится отрицательной чертой, поскольку ее будут направлены только на собственное благосостояние за счет других и она будет помехой всему военному коллективу. Офицеру во время диагностики развития личности также следует иметь в виду, что степень выделением определенных компонентов может изменяться в зависимости от обстоятельств жизни, характера деятельности и осознание военнослужащим своих социальных ролей. Нельзя не учесть и того факта, что в процессе онтогенеза возможны случаи непропорционального развития отдельных подструктур и их компонентов. Например, задержка в развитии отдельных подструктур или их компонентов, тем более, что их развитие не только основание, но и результат формирования личности как структурно-целостного образования. При составлении психологической характеристики военнослужащего необходимо изучить также закономерности, связывающие между собой отдельные подструктуры и их компоненты. Только в таком случае возможно обоснование, прогнозирование методики воспитания и самовоспитания военнослужащего. При изучении развития свойств целостной структуры личности нужно обратить особое внимание на факторы, которые больше всего повлияли и продолжают влиять на формирование личности определенного военнослужащего. Таким образом, изучить своих подчиненных - значит выявить особенности подструктур, компонентов и уровней развития основных составляющих психологической структуры личности, определить закономерности их проявления в поведении и военной деятельности и на этой основе прогнозировать процесс воспитания военнослужащих.
Источник: http://mypsiholog.com |