Персональный сайт - Интегральная психология и психотерапия
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Суббота, 03.12.2016
Интегральная психология и психотерапия
Синонимы
Психология целостности, Интегральная медицина, Integral psychology, Интегративная психология, Интегративная психотерапия, Кен Уилбер.
Структура направлений
Психотерапия  → Интегральная психология и психотерапия.

Зачастую, человек представляет из себя конфликт между своей внутренней организацией и окружающей действительностью. Раздробленность сознания, переживаний, поведения. В человеке нет гармонии, нет целостности. Но, в современном мире нам доступны опыт и мудрость самых различных культур, даны ключи к самопознанию и развитию, и почему бы не использовать эти мировые традиции.

Интегральная психология, или"психология целостности", объединила в себе различные западные психологические модели и восточные практикиБихевиоризм сводил сознание к его наблюдаемым поведенческим проявлениям,психоанализ к структурам эго и их взаимодействию с Оно,экзистенциализм к личностным структурам сознания. Многие школы трансперсональной психологии сосредоточиваются лишь на измененных состояниях сознания. Восточные практики превосходно описывают развитие сознания от личностного к надличностным уровням. Когнитивная психология прекрасно применяет научные эмпирические методы. Все перечисленные подходы составляют важную часть общей истины. И соединение их выводов в рамках общей концепции может чрезвычайно расширить наши представления о том, что такое сознание и чем оно способно становиться.

Интегральная психология это творческая работа, частоимпровизация для конкретного случая. Каждый человек уникален и подход к каждому человеку уникален. Американский психолог Абрахам Маслоу отмечал, что "если психологию сводить к набору правил и методик, то в чем будет ее отличие от игры в шахматы или лечения зубов".Перед каждым человеком стоит задача раскрыть законы собственного существования, — насколько он выполняет эту задачу, вопрос каждого.

Интегральная модель позволяет более полно и легко ориентироваться в дороге к раскрытию и пробуждению личности человека. Интегральный подход позволяет видеть и себя и ситуации более эффективными способами. В отношении любой ситуации используется весь имеющийся спектр ресурсов, намного увеличивая тем самым шансы на успех.

В центр интегральной психологии ставится цельная личность, а не отдельные ее процессы или проблемы. Кен Уилбер, один из основоположников интегральной психологии, считает, что главное побуждение человека, — это стремление к актуализации посредством своего собственного существа. При полном достижении этого, человек становится"проводником Духа, ослепительно сияющего в мире".

Уилбер предлагает отдавать должное всему спектру сознания, от материи до тела, ума, души и духа. Через тело, ум, душу и дух проходит множество разных линий развития, —когнитивное, моральное, эстетическое, аффективное, потребности, самотождественность, и т.д. Задача интегральной психологии — прослеживать развертывание всех этих различных волн и потоков в любом конкретном индивиде.

Древние адепты, оставившие нам богатейший арсенал духовных практик, стремились сделать это пробуждение-освобождение человека постоянным постижением, устойчивой характеристикой психики, а не просто измененным состоянием сознания.

Переход к новому восприятию себя в этом мире строится на трех основных моментах:

  • осмысление и переживание, обретение опыта целостности;
  • самопознание, восстановление единства внутри личности;
  • практическое наложение интегративной деятельности в социуме.

Включая в себя все лучшее из современных научных исследований психологии, сознания и терапии, интегральная психология черпает вдохновение и из периода становления самой психологии, отмеченного именами таких ученых, какФехнер, Джеймс и Болдуин. Так как интегральная психология ставит своей целью восстановление целостности личности и интеграцию ее в мировое единство, — как следствие,человек получает гармоничную полноценную жизнь и успешную самореализацию в социуме. Целостность является основополагающим принципом деятельности. "Всякий раз, когда мы, современные люди, на мгновение останавливаемся и погружаемся в тишину, внимательно вслушиваясь в нее, перед нами начинает брезжить свет нашей собственной глубочайшей природы, и мы открываем для себя тайны глубины, бесконечное сияние великолепия, недоступного пространству и времени — мы открываем для себя сферу всепроникающего Духа. От подсознания к самосознанию и сверхсознанию продолжается великая Игра и течет великая Река, неся все свои чудесные потоки в океан Одного Вкуса", — пишет в своей книге "Интегральная психология" Кен Уилбер, приглашая и нас с вами войти в эту Реку.