Персональный сайт - Клиент-центрированная психотерапия
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПсихолоГ_и_Я

Вторник, 06.12.2016
Клиент-центрированная психотерапия
Синонимы
Клиент-центрированная терапия, Карл Роджерс, Клиент-центрированный подход, Client-centered therapy.
Структура направлений
Гуманистическая психотерапия  →  Клиент-центрированная психотерапия.

Во второй половине 20 века гуманистическое направлениепсихотерапии, утверждавшее, что человек способен к свободным выборам и способен быть ответственным за свою жизнь, объединило идеи роста, развития и реализации человека. В русле данного направления, американский психолог, Карл Роджерс (1902–1987 гг.) разработал самую популярную, после психоанализа, систему психотерапевтической и консультационной работы — клиент-центрированную терапию, основная идея которой — понять самовосприятие клиента. Карл Роджерс предположил, что человек сам способен изменить своё поведение.

При прохождении клиент-центрированной терапии человек меньше волнуется в ситуациях эмоционального стресса, менее зависим от ожиданий и ценностей окружающих. Он учится принимать и понимать самого себя. Его отношения с окружающими становятся всё более удовлетворительными.

Ключевым моментом в подходе Роджерса является тенденция к актуализации, то есть способности сохранять и развивать по максимуму лучшие качества, заложенные в человеке. Этот процесс может быть полон страданий, падений, борьбы, но если мотив достаточно силен, человек настойчиво будет идти по пути развития, несмотря ни на что.

"Если доверяешь своим ощущениям, — считал Роджерс, — то тогда проще осознать, в правильном ли направлении движешься".

Человек может думать о себе как об общительном или застенчивом человеке, добром, любящем шумные компании или, наоборот, предпочитающем уединение, и т.д. Образ самого "Я" будет определять его поведение. Я-концепция в подходе Роджерса — это сознательное представление о самом себе. Человек всегда действует в соответствии со своей Я-концепцией. Через свой внутренний мир он видит окружающее, и это может многое объяснить в его поведении. Если Я-концепция расходится с жизненным опытом, возникают невротические симптомы. Например, навязчивое мытье рук может отражать бессознательное чувство вины и символическое ее смывание.

Клиент-центрированная терапия ставит своей целью помощь человеку в приведении его Я-концепции в соответствие с испытываемым опытом и достижение самопринятия.Приняв себя, человек сможет реализовать свой природный потенциал.

Роджерс считал, что успех терапии определяется качеством взаимоотношений между сторонами терапевтического процесса. Эффективность терапии проявляется в безусловном позитивном отношении к пациенту. "Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе", — говорил Роджерс. Самое важное — это атмосфера уважения, доверия и безусловного принятия терапевтом личности клиента. Человек больше доверяет себе и лучше понимает других.

В ходе терапии на человека не навешивают ярлыки, ему не дают советов или не показывают путей решения проблемы. Он сам приходит к видению правды ситуации и сам осознаёт характер своего поведения. "Это похоже на то, как если бы он слушал и такое выслушивание окутывало бы нас тишиной, в которой, наконец, мы бы начали слышать то, чем мы, как предполагается, являемся" — очень похожее описание сеанса клиент-центрированной терапии.Эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента — это клиент-центрированный терапевт.

Как же собрать целостное восприятие себя и мира? Разрешить себе быть разным, принимать себя любым, понять, чего боишься. Если перестать игнорировать или отвергать какие-то малосимпатичные, на первый взгляд, части себя, то можно обогатить себя и стать более терпимым к окружающим.

Каждый из нас пришёл в этот мир именно таким, какой есть. И этому миру мы нужны именно такими. Не нужно смотреть на других людей и думать, что я не такой умный, или не такой стройный, или не такой пухленький, или не такой "душа компании". Примите себя таким, какой вы есть и развивайте свои лучшие качества, согревайте окружающих своим теплом, радуйте близких своей улыбкой. Вы здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир.